О помощи в «ручном режиме»
Последствия наводнения, обрушившегося на Ростовскую область, были довольно быстро ликвидированы. Радует, что жителей вовремя эвакуировали, электро- и газоснабжение восстановили. Власти пообещали пострадавшим выплатить по 50–100 тыс. рублей на домовладение. Однако сможет ли государство всегда защищать обездоленных, которые с высокой степенью вероятности опять могут попасть в аналогичную ситуацию?
На днях мне довелось услышать, как две старушки обсуждали наводнение.
— Бедные люди, такая напасть на них навалилась, — причитала одна. — Хорошо, хоть помогут им, не оставят в беде.
— А зачем им помогать? — возражала вторая. — Они не знали, что весной затапливает низины?
— Так это же ведь простые люди, а не богачи, — объясняла свою сердобольность первая.
— Ну а зачем строиться у самой воды, места мало что ли? — не сдавалась вторая.
И действительно, зачем архитекторы планировали развитие территории в таких опасных местах? Почему казаки 150 лет назад умели строить свои дома в Старочеркасской в расчете на наводнение, а наши современники будто бы не подозревают о такой возможности и чуть что уповают на государство?
Летом 2010 года многие страны Европы пережили серьезное наводнение, в результате которого погибли десятки людей. В новостных лентах мелькали сообщения не только о разрушениях, жертвах и действиях спасателей, но и такие, как «Наводнение на юге Франции обойдется страховщикам в 700 млн евро». Речь шла об одном округе и городе, где предстояло возместить ущерб 45 тысячам клиентов, поскольку объявление территории зоной стихийного бедствия позволяет клиентам страховых компаний получить 100-процентное возмещение.
В Румынии, где стихия уничтожила около 250 домов, люди были не так ответственны. Тогда президент страны пообещал пострадавшим, что государство обеспечит их стройматериалами, хотя новые дома им придется строить в других районах. Кроме того, он заявил, что в будущем помощь будут получать только те, кто застрахует свое имущество.
Еще с 1968 года в США предусмотрено обязательное приобретение страхового полиса теми, кто финансирует строительство или модернизацию домов, расположенных в зоне возможных наводнений. Во Франции обязательное страхование от наводнений введено в 1982 году и уже несколько раз оправдало себя на практике. Там, где нет обязательного страхования объектов недвижимости от природных катастроф, оно активно поддерживается государством. К сожалению, страхование в нашей стране пока не на европейском уровне. Если страховщики будут выплачивать ущерб пострадавшим от наводнения так же, как и клиентам ОСАГО, т. е. пытаясь обмануть при малейшей возможности, то власть рискует стать совсем непопулярной в народе. Покуда в этой сфере процветает хаос и не налажены адекватные механизмы регулирования, властям приходится действовать методами «ручного управления». А бизнес и население в таких условиях продолжают строительство на затопляемых территориях, уверенные в том, что правительство будет предоставлять им помощь и фактически страховать риски, которые они создают.