О дневной рекламе стриптиза, детях и женском достоинстве
В Ростове рекламу сети ночных клубов с услугами женского стриптиза показывают днем на проспекте Нагибина для широкой аудитории, без ограничения по возрасту. Практика как минимум спорная. С учетом того, что это видят дети. Гораздо лучше, если бы они, да и все мы чаще видели другие образцы. Смотреть на Биондину представителя викторианского академизма Фредерика Лейтона, куда как милее.
Каждый день в утренней пробке на проспекте Нагибина этой осенью мне бросается в глаза гигантская видеореклама на фасаде ТРЦ, в ней черные силуэты женщин — кажется, обнаженных, по меньшей мере полуодетых — медленно танцуют на сцене, изгибаются, наклоняются и замирают — в общем, демонстрируют поведение, которое большинство людей обычно приберегают для интимной обстановки. Танец сопровождается текстовым сообщением: «Приходи с друзьями, я не одна». Это реклама сети стриптиз-клубов.
Мне неприятно смотреть этот ролик. В первую очередь из-за того, что моя пятилетняя дочь может заметить эту рекламу. Каждый раз я размышляю, что можно сказать ребенку об этом видеоряде? Например, можно попробовать сказать не слишком приятную правду: есть женщины, которые танцуют по ночам в клубах и в танце раздеваются. Это их работа. На раздевающихся женщин смотрят в основном мужчины, чтобы получить удовольствие. В этом гипотетическом разговоре я обязательно добавляю, что танцевать вот так — не почетная работа. Связана с риском насилия. Потому что не хочу, чтобы дочь воспринимала сексуализированные публичные танцы как норму для женщины.
Сейчас моя дочь хочет стать космонавтом. Мне нравится именно этот план. Да и вряд ли на свете много родителей, которые мечтают о том, чтобы их дочери танцевали на сцене перед незнакомцами в одном нижнем белье или даже без него, чтобы они говорили кому-нибудь при этом: «Приходи с друзьями, я не одна». Пожалуй, все мы хотели бы, чтобы в реальность детей реклама услуг сексуального характера не проникала.
Тем не менее на проспекте Нагибина такие ролики транслируются.
Есть еще недетский аспект этой ситуации. Он о том, какие женские роли считаются допустимыми в ростовском общедоступном медийном пространстве. Судя по этому ролику, женщинам достается менее уважаемая, менее честолюбивая роль по сравнению с мужчинами. Можно, конечно, рассуждать о том, что стриптизерши сами выбрали свою работу, что танец полуодетыми — их способ самовыражения. Но это не повод показывать их умения широкой публике. Я предлагаю проделать мысленный эксперимент: представьте, что на большом видеоэкране ТРЦ утром, чтобы захватить трафик людей, едущих на работу, будут показывать танцующие силуэты полуобнаженных мужчин, они будут выгибаться, наклоняться и замирать в томных позах — в общем, демонстрировать свою сексуальность и готовность к интимному контакту. Представьте, что этот видеоряд будет сопровождаться сообщением: «Приходи с подругами, я не один». Разве большинство посчитает этот ролик уместным, достойно изображающим мужчину? Вряд ли. Подобная видеореклама мужчину-деятеля превратит в мужчину — обслуживающий персонал. Мужчину-добытчика опустит до незначительной игрушки для утех. «Ты служишь украшением стола, тебя как рыбу к пиву подают», — сообщает такой ролик. И наблюдать его мужчинам будет, конечно, неприятно. Мне жаль, что рекламодатели и владелец рекламной площадки считают, что женщины — совсем другое дело, что они все стерпят.