Новая высотка против качества образования
В Ростове социальная инфраструктура драматически не поспевает за жилищным строительством. Но власти продолжают выдавать все новые разрешения на строительство высоток в переуплотненных районах, как будто не видят связи между пуском в эксплуатацию новой тридцатиэтажки и перегруженностью школ и детских садов.
В школе, куда в этом году пойдет учиться в первый класс моя дочь, уже в июле закончился набор первоклассников (он должен идти до сентября). На сайте школы сообщается: на 2021— 2022 учебный год запланировано 5 первых классов (150 человек). Набрано 174 человека. Свободных мест нет.
Я посчитала: в каждом классе будет учиться 34-35 человек. А должно было 30. Даже 30 — это много. Но детей набрали больше. У меня шевелятся волосы на голове, когда я представляю, как вчерашние детсадовцы будут постигать азы в таком классе. И как себя будет чувствовать педагог.
От родителей детей постарше я слышала, что некоторые первоклассники в нашей школе вынуждены на переменах оставаться за партой. Их не выпускают побегать в коридор. Потому что их классы расположены там же, где и классы для старшеклассников. В школе боятся, что младшеклассников на переменах просто снесут пробегающие старшие. В моем детстве все классы младшекласников располагались отдельно, даже на отдельном этаже. В школе моей дочери они тоже в теории отделены. Но отделить все не получается — не хватает места.
Это самая обычная государственная школа, не лицей, никто туда не рвется из других районов. Но в нашем районе в последние годы шло активное строительство. Совсем недавно запустили еще одну очередь огромного высотного жилого комплекса. Он расположен прямо возле школы, через дорогу. Очень удобно для жильцов этого ЖК. Хотя, если разобраться удобство только в теории. На рекламном плакате.
35 учеников в классе — это очень много. Но нас этим не сильно удивишь. В детском саду в группе моей дочери было 32 ребенка. Большая нагрузка на воспитательницу (которых к тому же не хватало, как и нянечек). Но заведующая детским садом на общем собрании говорила: «Мы принимаем всех, кто живет на территории, закрепленной за садиком, не можем отказать». Коллега, у которой сестра работает педагогом, рассказывает, что директоров школ каждый год штрафуют — за переполненные классы и за то, что не принимают всех желающих.
Но разве это вина руководителей школ и детских садов в том, что социальная инфраструктура не успевает за жилищным строительством? Причем это ведь только усиливает другие проблемы школы и дошкольного образования — текучку кадров, недостаток финансирования.
Проблема, о которой я пишу, возникла в Ворошиловском районе Ростова, но она общая для всего города. Ранее N сообщал о том, что в Суворовском микрорайоне существующая школа не способна принять всех желающих в нее поступить — домов много, инфраструктура для них еще не вся построена.
Работая журналистом, я регулярно читаю сообщения городской администрации, и, наверное, чаще других узнаю об открытии новых школ и детских садов. Власти беспокоятся. Власти предпринимают усилия. Но эти заявления, что называется, не бьются с моей реальностью. Предпринимаемых усилий ясно недостаточно. Они как будто капают из пипетки в пустыне и говорят: скоро здесь будет море!
Школы и детсады переполнены, однако горадминистрация продолжает выдавать разрешения на строительство в переуплотненных районах. Видимо, ПЗЗ позволяют. Градостроительные нормы не нарушены. Может, надо пересмотреть эти нормы? Перепроверить, где в законодательстве дыра? Если город поставит перед собой цель устойчивого развития — чтобы социальная инфраструктура успевала за жилищным строительством, — я уверена, решения сразу же появятся.
«Город N» за время работы собрал огромный массив информации о дырах в местных градостроительных нормах. О них рассказывали и чиновники, и предприниматели. Они касаются как социальной инфраструктуры, так и озеленения. Мы все ждем, когда же придет время вооружиться этой информацией и решать проблемы, а не создавать видимость их решения.