Не нервируйте Лялю
История с петицией за перенос памятника Фаине Раневской от ее родного дома в «любое другое место г. Таганрога», опубликованная на портале change.org, наделала некоторого шума. Средства массовой информации заинтересовались в основном комической стороной ситуации. И правильно, потому что всерьез воспринимать такие инициативы нельзя.
Петицию за перенос памятника Раневской с площадки перед домом ее семьи в центре Таганрога опубликовал 11 октября московский, почему-то, режиссер Игорь Ласточка. Злополучный монумент (памятник Раневской сначала долго не могли поставить, потом у него регулярно воровали ручку зонтика — по непонятной наивности ее сперва прикрутили на резьбу и лишь через некоторое время догадались приварить) вызвал у автора петиции возмущение тем, что изображает актрису в ее известнейшей роли — Ляли из «Подкидыша». Г-н Ласточка ссылается на то, что эту роль Раневская ненавидела, в чем она действительно признавалась на страницах своих мемуаров. Кроме того, образ Ляли, пишет режиссер, «не касается сути ее (Ф. Г. Раневской. — N) гениальности». Также в петиции сообщается, что «в Таганроге вот уже 8 лет идет борьба против оскорбления памяти о Фаине Георгиевне».Как житель Таганрога, чья работа предусматривает обязанность интересоваться тем, что творится вокруг, я могу ответственно заявить: в Таганроге каждый год идет борьба за своевременное включение отопления в домах. Третий год боремся за восстановление в полном объеме уличного освещения после урагана сентября 2014 года. Пытаемся добиться того, чтобы горячая вода, за которую большинство жителей аккуратно платит, лилась из кранов всегда, а не только во время редких перемирий между администрацией, управляющими компаниями, владельцами котельных, энергетиками и ресурсоснабжающими организациями. А борьба за перенос памятника Раневской если и идет, то носит, видимо, глубоко подпольный характер.Конечно, здесь можно возразить, что каждый сражается на своем фронте, и вообще, одно другому не мешает. Может быть. Другое дело, что Ляля, как бы ни относилась к ней сама Раневская, — самая известная ее роль. Роль, которая сделала ее известной. Роль, благодаря которой наследие гениальной актрисы, пусть и в виде одной фразы, хранят даже те, кто не видел ни одного фильма с ее участием. И будут хранить. Памятник на одной из центральных улиц Таганрога стоит не для режиссеров и не для театральных критиков, лавочка возле него не для искусствоведческих диспутов. Все это — для обычных людей, которые живут сейчас и будут жить завтра. Пусть лучше они помнят Раневскую как Лялю, чем забудут совсем.Кстати, Раневская против памятника себе в этой роли, кажется, ни разу не высказывалась. Поэтому Игорю Ласточке стоило бы переключить свое внимание на могилу актрисы. Она, между прочим, требовала, чтобы на ее надгробии было написано: «Умерла от отвращения». А этой надписи там нет.