Натуральное хозяйство против натурального обмана
Спешим на ярмарки выходного дня, надеясь купить там здоровые домашние курицу, творог, молоко и другие продукты, выращенные и сделанные частниками для себя. К сожалению, и здесь, найдя, казалось бы, постоянного поставщика, приходится разочаровываться. На пути предпринимателей к успеху чаще всего стоит жажда быстрого обогащения.
Народ все активнее берет на вооружение разные способы экспертизы покупаемых продуктов питания. Результатами тестов на натуральность вина, сыра, молока, творога, меда и другой пищи люди делятся в чатах и соцсетях. Трудно удержаться и не проверить, а что за творог я сегодня купил. С качеством молочной продукции действительно беда. Это зачастую понятно и без тестов. Качество творога, например, с наступлением холодов всегда ухудшается. Коровки переходят на зимний корм, который не чета летнему. Ближе к весне традиционно стараюсь покупать творог у частников. Но и это, как показывает личный опыт, не панацея. Купленный недавно на ярмарке выходного дня как бы домашний творог провалил йодовый тест на крахмал: стал иссиня-черным. А вот творог, купленный в магазине, — о чудо! — крахмала не содержал.
Бум местных виноделен сделал меня несколько лет назад, как говорили в старину, едва ли не квасным патриотом. Случалось не раз покупать образцы новых донских вин, и, казалось, вот оно — возрождение отрасли и зарождение традиций. Однако покупка в этом году запомнившегося своим качеством вина одной из местных виноделен разочаровала до невозможности. Вкус показался странным, а один из народных тестов на натуральность подтвердил, что в бутылке стоимостью 500 рублей, купленной в магазине одного из ведущих дистрибьюторов алкоголя, не вино, а нечто отдаленно винное и краситель. Чуть позже прочитал в N, что винодельня продана, а новый собственник уничтожил значительную часть хранившихся в ее подвалах виноматериалов как непригодных для использования.
Общался недавно с руководителем молочно-товарной фермы. Он высказал серьезные сомнения в том, что поставляемое в социальные учреждения области молоко, а это в том числе школы и больницы, содержит этот продукт, судя по цене контрактов.
Недоверие становится тотальным и уже распространяется даже на мелких частников, которые, как принято было считать ранее, дорожат своей репутацией в отличие от крупных производителей, чья деятельность зачастую обезличена. Собственники требуют от менеджеров результата, и их мало заботит, каким образом он будет достигнут. Те в погоне за бонусами готовы заплатить административный штраф или дать взятку. Крупные сети привыкли выжимать из поставщиков все соки, также не особо переживая за качество. Результаты соковыжимания поставщиков и соревнование в скорости открытия магазинов дали и здесь свои результаты. Трафик падает, но не только за счет снижения доходов населения, а еще за счет попыток потребителя найти качество в других местах: в небольших частных магазинах и на ярмарках.
Не найдя его и там, потребитель переходит на натуральное хозяйство: сам делает творог, заквашивает йогурт, печет пироги и даже хлеб, делает вино и, естественно, гонит самогон. В одном из крупных центров, торгующих товарами для дома, лично наблюдал огромный выбор самогонных аппаратов как отечественного, так и зарубежного производства. Хлебопечки и йогуртницы тоже в огромном ассортименте.
Все закономерно. Боролись ведь не за лояльность потребителя, его здоровье и самочувствие, а за его кошелек. Маркетинг и реклама, если посмотреть, также почти поголовно служат этой цели: не подчеркнуть сильные стороны и качество продукта или услуги, а запутать и заморочить. Непонятно, на что делается ставка: на то, что обманутых на всякого ловца будет довольно? Ну так ведь людей в России от повального воровства и вранья больше не станет. На мировом рынке с таким подходом тем более ловить нечего.