Набережная или фавелы?
Александр Перельман, генеральный директор корпорации Soft: «С большим интересом узнал из газет о намерении чиновников передвинуть красную линию на набережной ближе к Дону. Если этот план будет реализован, то возле Дона еще долгие годы вместо «туристически-рекреационного комплекса» будет район, похожий на фавелы* Рио-де-Жанейро».
Для того чтобы обустроить набережную, не нужно изобретать велосипед. Достаточно изучить опыт любого европейского крупного города, стоящего на реке. Везде мы увидим свободную для прогулок и отдыха береговую линию. Капитальные сооружения построены в отдалении от реки. Как правило, это высотные здания; рестораны, магазины, кафе расположены на первых этажах этих зданий. И уже владельцам ресторанов разрешено выставлять возле своих зданий, ближе к воде, столики, зонты, разборные беседки и тому подобные временные объекты. Главное — все, что возле реки, можно в любой момент убрать, поскольку это находится на территории, принадлежащей всем горожанам. Приватизировать ее нельзя, как нельзя приватизировать саму реку. Если красные линии будут сдвинуты к воде, можно будет получать разрешения на строительство капитальных зданий и последующую законную приватизацию участков набережной. Это приведет к ограничению ее общественного использования, еще более снизит качество среды семейного отдыха и законсервирует на долгие годы ситуацию с трущобами старого Ростова, примыкающими к улице Береговой. Дело в том, что строить что-либо в этом месте чрезвычайно дорого. Во-первых, это неровный рельеф, и отсюда проблемы с коммуникациями; во-вторых, это необходимость серьезных дренажных работ: во время дождей со стороны города, из старой и неработающей ливневой канализации сюда стекают целые реки; в-третьих, нужно укреплять грунт, поскольку строения на крутом подъеме имеют свойство сползать (несколько зон оползней отмечено на текущей топосъемке). По нашим оценкам, дополнительные вложения на 1 погонный метр фасада здания в районе набережной составляют около 1,5 млн руб.! Кто же и зачем мог бы взяться за расселение здешних фавел? Цель у бизнесменов могла бы быть только одна — строить комфортабельное жилье, рестораны, кафе. В соответствии с затратами оно не может стоить дешево. И люди были бы готовы платить за возможность жить у Дона. Но только в том случае, если рядом с рекой была бы экологически чистая парковая зона, из окон были бы прекрасные виды, само место привлекало бы прежде всего состоятельных людей. Если же вид будет на череду дымящих ресторанов, собирающих специфическую аудиторию, то элитные квартиры здесь продать будет нереально. Решение власти узаконит не только приватизацию общественного достояния — берега реки, но и станет камнем преткновения для подлинной реконструкции набережной — строительства современных зданий на месте развалюшек позапрошлого века. Такая реконструкция помимо значительного улучшения среды обитания горожан могла бы серьезно пополнить налогами бюджет и дать новые рабочие места строительному комплексу. Что же действительно нужно городу???
А может быть, экскурсия «Ростовские фавелы» и станет жемчужиной создающейся туристической зоны на набережной? «Посмотрите налево — разваливающийся дом времен Первой конной, направо — известный на весь город притон, а где-то тут еще Дон протекает». Я не хочу, чтобы гостей нашего города водили по таким достопримечательностям. Все же Ростов — город на Дону, а не на фавелах.
Александр Перельман, генеральный директор корпорации Soft * Фавелы (порт. favela) — трущобы в городах Бразилии, часто расположенные на склонах гор. В фавелах отсутствует развитая инфраструктура и высок уровень преступности (Википедия).