Миллионы на масштабирование
25 и 26 сентября в Ростове прошла вторая ежегодная конференция «Южный Demo Day», в ходе которой потенциальным инвесторам были представлены десятки стартаповских проектов. Приятно удивило то, что не многие презентации напоминали воздушные замки. Большинство проектов уже реализуются, инвесторов ищут часто для масштабирования.
Мероприятия стартаперов напоминает смотр-конкурс художественной самодеятельности. Даже если выступающий ничего хорошего не демонстрирует, все умиляются самой попытке неопытного конкурсанта: «Другая молодежь в подворотнях водку пьет, а он, видишь, выступает». Участники почти сплошь юны (есть герои, которые с 16 лет имеют свой бизнес), умны и на удивление для молодых людей некосноязычны. По мере просмотра их выступлений вдруг становится понятно, что эти представители самодеятельности абсолютно не нуждаются в снисходительности. С ними уже поработали опытные хореографы и учителя пения (этому был посвящен первый день конференции). Докладчики к главному смотру усвоили, что инвесторам нужны не просто оригинальные идеи и парадоксальные решения — оттого презентации пестрят таблицами расчетов окупаемости, замеров рынков со ссылками на известные маркетинговые агентства, в стартап уже вложены свои деньги, вокруг него сформирована команда, состоящая из айтишника, маркетолога-промоутера, директора-главбуха и т. д. В большинстве случаев этот маленький бизнес уже работает и приносит сотни тысяч рублей ежемесячных доходов. Инвесторам предлагается выложить столько-то миллионов за столько-то процентов уставного капитала для усовершенствования уже созданных разработок и выход на всероссийский, а нередко (чего уж там!) и мировой рынок. Кстати, среди честно упоминаемых стартаперами конкурентов часто звучат разработки транснациональных компаний. Так что и команда самодеятельных единомышленников, и инвестор должны понимать, насколько, мягко говоря, непростая задача стоит перед ними.
Понятно, что почти все эти проекты не станут большими бизнесами. Это нормально для стартапов. Среди них выстреливает один из десятков. Но радует, что зарождается среда для их появления и развития. И что тратятся на эту инфраструктуру не только государственные, но и частные деньги. Так, в финале конференции выступали представители спонсоров мероприятия — Сбербанка и «Центр-инвеста». Выяснилось, что некоторые из участников конкурса уже реализуют проекты вместе с ними, кто-то состоит в бизнес-акселераторе, а некоторых позвали на тестирование их программных продуктов для сравнения с используемыми западными аналогами.
Бросается в глаза почти полное отсутствие оффлайновых проектов. Именно такому проекту, кстати, «Город N» вручил свой приз-сертификат на освещение его развития на страницах издания. Но засилие айтишников в среде стартапов — это не только мировой, но и российский тренд. Если проанализировать рейтинг-листы молодых отечественных миллионеров, то выяснится, что пропорция онлайновых и оффлайновых проектов 9:1. Такая же примерно, как на «Южном Demo Day». Так что путь верный, дело за масштабированием.