Крест Солженицына
На минувшей неделе страна отметила 100-летие со дня рождения Александра Исаевича Солженицына. Отметила в спорах о большом писателе, чьи произведения оказали огромное влияние на историю России. Историю, которую хулители писателя, по всей видимости, считают несправедливой по отношению к себе. А может быть, их желчь и лютая злоба — следствие каких-то других недугов.
Не впервые приходится наблюдать нездоровую реакцию части соотечественников на имя А. И. Солженицына. Памятник писателю открыт 11 декабря в Москве. В Ростове, где Александр Исаевич прожил немало лет, студенты в этот день провели флешмоб, замерев на пять минут с раскрытыми книгами писателя. Памятник мог бы появиться и в Ростове, но местные власти повели себя не так смело, как в случае, когда, никого не спросив, вырубили Александровскую рощу.
Агрессия в отношении писателя, на мой взгляд, во многом объясняется накалом противостояния России и западного мира. В этот огонь наиболее подверженная воздействию пропаганды часть общества и готова бросить книги писателя, отказывая ему ну решительно во всем: от таланта до, разумеется, патриотизма, который, как известно, часто прибежище негодяев. Но дело, конечно, не в негодяйстве толпы, а в профессиональном негодяйстве кукловодов, которые умело продают на политическом рынке инструменты для того, чтобы разделять и властвовать. Тех, кто не читал, но осуждает, науськивают выходить на пикеты, обливать краской, зеленкой, жечь, бить из-за угла, подписывать липовые петиции, голосовать, если понадобится, за вырубку рощ и застройку спортивных площадок и скверов и т. п.
В арсенале у любой власти должны оказаться в нужный момент хунвейбины, которые готовы действовать не рассуждая. Видимо, на это знание ориентируются отдельные карманные политологи.
Чем выгоден для них сейчас Солженицын — понятно. Самый крупный диссидент, чьи книги сокрушили коммунистический проект в России. А тоску по коммунизму и Сталину умело подогревают через соцсети, апеллируя, по сути, к временам, когда те, кто помнит, были молодыми, а трава — зеленее. Как-то позабылось, что строительство коммунизма выродилось в России сначала в диктатуру, а потом в банальную номенклатурщину. Никакая власть, как показывает история, не обладает иммунитетом от этих болезней, побочным эффектом которых становится не сбережение народа, о котором как о главной цели государственного управления вслед за графом Шуваловым говорил Солженицын, а его безжалостное уничтожение в мясорубках смут и революций. Кукловоды думают не о завтра и не о стране. Их мечты низки и приземленны. Чем занялась советская номенклатура в 1990-е годы? Под благие разговоры о рынке и привлечении инвесторов начала распродажу активов, запустив, по сути, процесс ограбления граждан. Чем займутся триумфаторы новых революций? Тем же самым — дележом. Им что коммунизм, что капитализм — все мать родна.
Не покидает ощущение, что некоторые силы помогают кроту истории выкопать России очередную яму, из которой выберутся не все.
Солженицын наследует одной из основных традиций русской литературы — стоять на стороне маленького человека перед лицом государственного Левиафана, который мы очень часто путаем с Родиной. Смотрим государственное телевидение, переполняясь гордостью за страну и гневом на врагов, приходим в администрации, суды и прочие кабинеты власти — и гордость нередко вытесняется горечью.
Патриотизм писателя не нуждается в адвокатуре. Те, кто знает его биографию, а не отдельные вырванные из контекста эпизоды его жизни, и читал его книги, а не размахивает копипастом из сетей, все понимают.
Тем же, кто будет говорить мне о каком-то не таком Солженицыне и его плохих книгах, я скажу просто: а вы проживите сначала так, как прожил он. Просто примерьте на себя: фронт Великой Отечественной войны, шарашку, лагерь, раковый корпус, преследование КГБ, высылку из страны. Попробуйте взвалить такой же крест. Сможете? Не надорветесь? Тогда я прочту все, что выйдет из-под вашего пера.
Но что всем нам под силу — это просто знать историю страны и ее великих писателей. И тогда станет очевидно, что ни Чехов, ни Горький, ни даже, например, такой подзабытый сейчас писатель как Шишков, не позволяют нам упиваться собственной непогрешимостью в любые времена. Тут, скорее, о покаянии задумаешься. А кроткие, как известно, наследуют землю.