Китайская уравниловка
Все смешалось на ростовских дорогах. Китайские автомобили вносят хаос в устоявшуюся годами субординацию.
«Ах, Черное ты море, ах белый “Мерседес”». Эта марка в нашей стране стала эталоном богатства. В анекдотах ржавый «Запорожец» неминуемо сталкивался именно с «Мерседесом». Иначе было бы не смешно. В 1990-х американские, европейские и японские иномарки хлынули на беззащитный российский рынок. Народ кроме «мерина» с почтением относился и к «бумеру». «Крузаку» было принято уступать дорогу: человек за рулем этой машины обычно был непростой: «Я персона вип-вип, у меня есть джип-джип». Так назвали в нашей стране внедорожники. Любые «Лендроверы», «Пасфайндеры» вызывали на дороге трепетное почтение.
Анекдот из жизни. Сына моего знакомого задела иномарка. Вышла девушка-водитель. Разговаривает по мобильному с папой. Папа спрашивает, какую машину задела. Девушка читает: «Приора». Папа уверенно разрешает уезжать с места аварии: последствий не будет. Если бы сын моего знакомого был на внедорожнике «Лексус», исход разговора был бы другим.
Все было ясно и понятно. И вдруг санкции оставили наш рынок без новеньких «меринов». По старым руслам автодилеров в страну побежала желтая река китайских машин. Понадобилось полтора года, чтобы они замелькали на дорогах. Теперь абсолютно не понятно, крутой ли водила за рулем какой-нибудь «Омоды». «Чанган» — это типа «Мазды» или «Фокуса»? А «Танк» — это как «Мерседес-козленок» или ближе к «УАЗ-патриоту»? Спасибо еще, что по-английски свои марки назвали. А ведь могли бы и пару иероглифов пришлепать на багажнике.
Народ стал путать: кому теперь уступать дорогу, к какому авто относиться с пониманием, если он припаркован на тротуаре или пешеходном переходе. В давние времена я сам попал в аварию на «Фокусе» с «Камри». Приехали гаишники. Слышу, кому-то говорят по рации: «Машины дорогие, приезжай». Неожиданно и приятно было услышать о своей ласточке такое. Как теперь быть нашим доблестным дорожным полицейским? Вот новый «Москвич», который, как известно, стопроцентно китайская машина, — это дешевка или крутизна? Вроде «Москвич», а вроде даже чиновники заикались, что найдутся для них модификации. И возможно, тогда они пересядут-таки со своих недружественных «Ауди» на отечественные марки, как от них требует разъезжающий на «Аурусе» Путин.
И это еще индийский автопром не подтянулся. У Ирана тоже есть чем покорить россиян. А может, эта уравниловка, вызванная дружественными азиатскими марками, приведет хотя бы к подобию равенства на дороге?