«Исчу работу прадавца. Симпотичная...»
Татьяна Губская, предприниматель:
— Двадцатый день бьюсь в поисках продавца. Я использовала уже все методы, которыми владею. Нет продавцов. Хоть ты тресни.
Двадцать пять дней назад я открыла магазин. До этого два месяца сама искала работу. Посетила множество собеседований, встречалась с множеством людей, которые мне говорили: «Ваш опыт потрясающ, но мы боимся, что вам у нас будет скучно, неинтересно. Мы не такие масштабные, как ваш прежний работодатель, и т. д.». Я говорила: «Подождите, ну как же так? Я могу быть полезной вашей компании, я умею это, это и это». Нет. Завершающей в поиске для меня стала фраза: «Вы нам абсолютно подходите, но есть одна проблема: наш директор видит на этой позиции мужчину». День я печалилась, потом решила, что если работа меня не хочет, то я же ее хочу. Пошла в Сбербанк, взяла кредит и открыла свой первый розничный магазин по франшизе. Это было 25 дней назад. Через 5 дней после открытия я снова озадачилась рекрутинговой проблемой. Нужен продавец, точнее два. График работы: 2 на 2. Зарплата в рынке (я проверила). Начался поиск. Что сложного? Казалось бы, ничего. Разместила объявления в интернете, СМИ. Сама начала мониторить резюме на работных сайтах. Объявления типа «Исчу роботу прадавца. Симпотичная» — отвергала. Не мои это продавцы. Мои должны быть грамотные, добрые, умные. И что? Да ничего.
Нет, люди, конечно, ходят. Вопросы задают. Первый вопрос: а сколько денег? Сначала отвечала, сейчас перестала. Говорю, давайте на вас посмотрим, а потом о деньгах поговорим. К черту полетели все мои предыдущие знания о том, что кто первый заговорил на собеседовании о деньгах, тот и проиграл. Чушь. Правила, придуманные для воротничков.
Продавцы спрашивают сразу и в лоб. Причем у меня часто возникало ощущение, что это не я ищу продавца, а сама устраиваюсь на работу. Конечно, диалог незамысловатый:
— У вас есть резюме?
— А что это?
— В ваши обязанности входит: каждое утро протирать пол в магазине.
— Чо? По утрам протирать пол? Нет, я это не делаю.
— Каждое утро, а также в течение дня вы обязаны поправлять витрины и наводить порядок в товаре.
— Витрины ежедневно поправлять? Нет. Я это не делаю.
— С какими системами автоматизированного учета вы работали?
— Чо? Касса? Нет, не работаю. «1C» — что это?
Есть, конечно, образованные. Но там другие запросы. Их надо сразу брать директором, конечно же. И зарплата от сотки и выше. Ну, ладно, если пятьдесят, то я подумаю... Притом что никаких знаний никто получать не хочет.
И вот появилась первая, кто согласился выйти на работу. Студентка-заочница. Опыт консультантом в магазине одежды и продовольственном гипермаркете. Думаю: «Ну, ничего, научу. Сама тоже, чай, не в магазине родилась. Научилась же». Что-то мне в ней не нравилось, но что, я не могла понять... И вот она приходит, я ей рассказываю, показываю, даю обучающие материалы по продукции, по сервису, по общению с покупателями. Говорю: «Идите, читайте, завтра начинаем работать». Все. Больше я ее не видела. Ни звонка, ни материалов — ничего. Человек просто растворился. Мне стало понятно, что самое главное в розничном бизнесе не помещения и локации, а люди, настроенные продавать товар. Настроенные просто работать.
Татьяна Губская, предприниматель