Инженеры берут реванш
Прошедший в ДГТУ митап «Инженеры решают», в котором приняли участие представители десятков вузов и индустриальные партнеры, не оставляет сомнений: инженеры сегодня в фаворе.
Последние годы советской власти и тем более первые десятилетия рыночных отношений создали устойчивый образ инженера-лузера. В СССР их было перепроизводство, промышленность и НИИ дышали на ладан. Результат всем известен: зарплата инженеров была чуть больше, чем у уборщицы. В рыночные 1990-е и сытые нулевые инженеры тоже не требовались. Рулили ловкие торговцы, ушлые юристы и расчетливые экономисты. Экономика «купи-продай», казино на месте промпредприятий… Мы гнали за бугор нефть, газ, металлолом, зерно и покупали там готовые шедевры инженерной мысли — айфоны с мерседесами.
Отрезвление было жестким: санкции перекрыли возможность покупать станки, оборудование, машины и механизмы. Китай обещал помочь, но делать надо что-то было и самим. Власти провозгласили курс на технологический суверенитет. Но выяснилось, что его некому конструировать, создавать пилотный экземпляр и внедрять в производство. Выпускники технических вузов разбежались по предприятиям торговли и сферы услуг.
Хорошо, что деньги от нефти и газа остались. Их решили направить в том числе и в образование. Одним из самых многообещающих проектов нашего времени стали 30 Передовых инженерных школ (ПИШ). Две из них, как известно, работают в Ростове: при ЮФУ и ДГТУ. ПИШ нашли индустриальных партнеров, определили цели развития, купили новейшее оборудование, набрали лучших студентов, заинтересовав их немаленькими стипендиями и конкурентными зарплатами при устройстве на работу. Впрочем, в конференции участвовали и Институт опережающих технологий «Школа Икс» при ДГТУ, и представители IT-образования с заказчиками. И индустриальные партнеры говорили на каждом круглом столе и пленарном заседании: нам нужны инженеры, готовы много платить, ставить интересные задачи, открывать заоблачные перспективы.
Начало неплохое: из 39 студентов первого курса ПИШ ДГТУ 4/5 уже работают в штате своего партнера — завода «Ростсельмаш». В сентябре набор — следующие двести студентов. А у «Ростсельмаша» как раз на подходе тракторный завод и производственная площадка в Таганроге. Неужели действительно «новая индустриализация»?