Индустриальная контрреволюция
Комбайновый завод «Ростсельмаш» привлек футболистов ФК «Ростов» к рекламе своей рекрутинговой кампании. В конце прошлого года Сергей Шнуров пропагандировал профессию сварщика на «Атоммаше». Дефицит рабочих в стране, которая еще 30 лет назад была страной рабочих и крестьян, а интеллигенция называлась прослойкой, напоминает о спиралевидном развитии истории.
На улицах донской столицы появились плакаты, с которых футболисты «Ростова» в одежде работников завода «Ростсельмаш» призывают «вступить в команду Ростсельмаш». Таким образом комбайновый завод дал старт своей очередной рекрутинговой кампании. Ему нужны сварщики, маляры, слесари, токари и другие рабочие. Когда-то на заводе их было столько, что хватало на несколько спортивных команд, одной из которых и был нынешний ФК «Ростов». В период СССР команда, как известно, называлась «Сельмашем», потом «Ростсельмашем». В высшую лигу клуб попал уже после распада Союза. Нынешнее название получил в 2003 году. К тому времени с заводом его мало что связывало. Смена названия была остро критически воспринята частью болельщиков, которые видели в этом предательство и т. п. Однако разрыв этих связей пошел на пользу и заводу, и клубу, к финансированию которого местные власти подключили крупнейшие компании региона. В итоге сейчас команда претендует на то, чтобы закрепиться в числе лидеров российского футбола.
А новые собственники завода, освободившись от бремени социальных обязательств в виде спортивных команд, детских садов, и т. п., лишней недвижимости и персонала, смогли вытащить предприятие из финансовой бездны, в которую оно неуклонно погружалось после распада СССР.
Теперь вот маятник переформатирования дошел до точки, когда заводу снова нужны рабочие. Но нужны они не только «Ростсельмашу», но и другим крупным предприятиям области: «Атоммашу», «Красному котельщику», «Тагмету», НЭВЗу.
17 декабря прошлого года лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров посетил волгодонский «Атоммаш». Цель визита — заинтересовать молодежь в получении востребованных рабочих специальностей.
«Для меня деньги бумага, для тебя свобода, На американскую мечту сегодня мода. К этой мечте стремишься ты — Работать роботом ради бумажной мечты. Ты — менеджер среднего звена, Ты не работаешь под, ты работаешь на. Твой этот век, твоя компьютерная эра. Главное не человек, а его карьера. Тебе повезло, ты не такой как все.
Ты работаешь в офисе».
Автору этих строк показали, как производится реакторное оборудование для российских и зарубежных АЭС. Музыкант пообщался со специалистами завода и попробовал себя в роли сварщика.
Меня поразила мощь «Атоммаша», техническое состояние, и я приятно удивлен людьми, которые здесь работают, — цитировала пресс-служба завода Сергея Шнурова. — Чувствуется позитивный настрой, любовь к своей профессии. Ребята заинтересованы, это видно.
Можно сказать, что за 30 лет на руинах СССР выросла новая экономика. После бурных лет безудержной торговли и потребления, похоже, возвращаемся к необходимости производить.
Это труднее, чем торговать. Для этого нужны особые люди, особая мотивация и социальная эмпатия к заводам. Этим громадинам, которые нередко являются источниками экологических проблем, в которых человек чувствует себя винтиком и чья продукция часто наталкивается на скептический взгляд привыкших к импорту потребителей. Тут обаяния Шнура и футболистов, которые зачастую становятся примерами вопиющего несоответствия их стоимости и ценности, может оказаться недостаточно.
Современное общество предъявляет все более высокие требования к качеству управления. При этом не всегда оправданные. Ведь те, кем управляют — тоже часть системы. Из века знаний мы незаметно перекочевали в век сетевого всезнайства и родительской гиперопеки, убивающих любую мотивацию. Папы и мамы хотят, чтобы дети получили диплом (часто — неважно какой) и потом работали в офисе: «чистенький ушел и чистенький пришел», а не в цеху. А их дети в свою очередь хотят «поэзии-на...»: быть как Шнур, и какая-то их часть, вероятно, — как Кокорин и Мамаев, в последнее время самые известные фигуры из мира футбола! Можно удивляться иллюзорности представлений как родителей, так и детей. А можно с ними работать, что, собственно, и остается делать бизнесу.