И чего они толпятся?
На одном из публичных совещаний губернатор области Василий Голубев удивился скоплению автобусов на крупных перекрестках Большой Садовой: и чего они там стоят на остановке по полдня? Один из водителей объяснил мне этот парадокс: так ведь каждый водитель должен сделать план, от этого зависит его заработок.
Когда автобусы спокойно стоят на остановке по 10–20 минут, это не так страшно по сравнению с тем, когда они превышают скорость и подрезают друг друга. От этих ралли захватывает дух у всех участников дорожного движения. Дело в том, что конкуренция в этой сфере спущена на уровень водителей, что, конечно, нонсенс. О том, как устроена работа водителя частной компании на городских маршрутах, мне рассказал подвозивший меня таксист, оставивший не так давно кресло водителя маршрутного такси.
— Чтобы сделать план, нужно рисковать, — признался он. — Если не успеешь поймать основной поток утром и вечером, ничего не заработаешь. Это не работа, а сплошной стресс. При этом вставать приходилось в 4 утра. На такси спокойнее.
Значительная часть выручки в компаниях, по его словам, остается за пределами отчетности. При этом приходится платить мзду за нарушение правил перевозки пассажиров: стоячие места, остановки на зебре и т. п.
Если подвозивший меня таксист не слукавил — во всяком случае, я ему за это не платил, — то у службы собственной безопасности МВД есть повод для беспокойства. Впрочем, для решения проблемы усилий только ГИБДД будет мало.
Много лет назад, казалось, появился хороший рынок для развития малого бизнеса и решения наболевшей транспортной проблемы. В Ростове наряду с автобусами появились маршрутные такси. Их покупка была доступна малому бизнесу. Людям нравилась их мобильность. Участникам рынка, судя по высочайшему градусу конкуренции на нем, — доходность.
Теперь этот рынок тяжело болен. Обилие маршруток привело к заторам и дефициту водителей, что негативно отразилось на безопасности дорожного движения. Маршрутные такси сегодня, пожалуй, самый критикуемый вид транспорта. Основная претензия — низкий уровень культуры водителей и агрессивное вождение, вызванное высокой конкуренцией на маршрутах. Все это создает крайне нервную обстановку на городских улицах. Число сообщений об авариях и дорожных инцидентах с участием маршруток и их водителей растет.
Теперь все, кажется, идет к тому, чтобы выдавить маршрутки с ростовских улиц. На Б. Садовой их движение уже запретили. По результатам недавнего конкурса рынок де-юре покинул старейший перевозчик «Ренат-Транс» (210 микроавтобусов). Городские власти говорят о планах увеличить число автобусов, сделав их основным транспортом. Давно пора! Но главное не в этом! Ростовчане знают, как могут лихо конкурировать за пассажиров и огромные автобусы. Это еще страшнее! И они по-прежнему будут сбиваться в голодные стаи на остановках.
Нужны новые правила игры, в которых конкуренция между транспортными компаниями должна происходить только в ходе конкурсов и не выплескиваться на городские улицы.
Любому здравомыслящему человеку понятно, что для этого нужно: безналичная оплата, монетизация льгот, единый регламент оплаты водителей для всех компаний — никаких сверхплановых доходов, только премии за четкое следование графику движения и безаварийность. Поводов платить мзду за нарушение ПДД станет гораздо меньше, а главное — люди будут меньше нервничать и желать смены режима.