Город с ограниченной ответственностью
Вторую зиму подряд Ростов переживает двухнедельный транспортный коллапс из-за сильных снегопадов. И мы наблюдаем несогласованные действия всех ветвей власти, каждая из которых действует строго в рамках своих полномочий. Возможно, депутатам имеет смысл выработать новый механизм деятельности местных властей в условиях масштабных погодных аномалий.
Абсурд, но в трудные январские дни поиск виновных начался задолго до полной победы над последствиями стихии. Вышестоящие начальники распекали и угрожали страшными карами нижестоящим. Город винил транспортные компании, те — город, который не расчистил дороги. Подключилась прокуратура. Создавалось впечатление, что поиск козлов отпущения идет более активно, нежели расчистка улиц от снега. «Фейсбук» покраснел от гнева, требуя голову Михаила Чернышева. «Должен убираться или город или мэр!» — скреативил кто-то в сети. Ситуация фольклорная. Кому интересно, может переслушать Высоцкого: «В заповеднике (вот в каком — забыл)…». Собственно, все то же самое мы привыкли наблюдать и в разрешении других уже набивших оскомину транспортных проблем с парковками, пробками, остановками транспорта. Мэрия кивает на ГИБДД, ГИБДД — на мэрию, область — на город и наоборот. И так до бесконечности.
В итоге, конечно, все замкнулось на мэра. Однако привыкший за 20 лет к критике Михаил Анатольевич почти все стрелы аргументированно отбил. У него есть своя правда, которая дошла до журналистов в ходе пресс-конференций его замов и разговоров в кулуарах мэрии. Январский снегопад стал рекордным по интенсивности за всю историю метеонаблюдений с конца XIX века: за два дня выпала почти месячная норма.
Техники не хватало не только поэтому, но и из-за необходимости первоочередной расчистки загородных трасс. Уборке городских дорог сильно мешал личный автотранспорт, движение которого не было ограничено. Не добавляла организованности, по словам городских чиновников, и бюрократическая активность области, которая проводила по нескольку совещаний в день.
Но в конце концов снег отступил. Истерика стихает.
На минувшей неделе на заседании Гордумы Ростова начальник МКУ «Управление по делам ГО и ЧС города Ростова-на-Дону» Артур Хостов, отвечая на вопрос одного из депутатов, признал, что существующий механизм взаимодействия с областными и федеральными структурами при возникновении подобных ситуаций неэффективен.
Председатель Гордумы Зинаида Неярохина привела похожий с Ростовом пример обильных осадков, выпавших этой зимой в нескольких штатах США: «Там закрыли предприятия, школы, многие ведомства. Полиция ограничила движение. Обама заверил в поддержке армии. То есть была сплоченная работа. А ведь снега там выпало столько же! Мне очень не понравилось, что в нашей ситуации Ростов оказался крайним — виновным за все». Трудно спорить, ведь в Ростове никакой поддержки армии и ограничения движения со стороны ГИБДД не наблюдалось. Единого центра борьбы со стихийным бедствием на самом деле нет. Все друг друга могут только просить. Вот и городские депутаты на минувшей неделе в очередной раз рекомендовали ГИБДД МВД РО ограничить движение частного легкового автотранспорта на территории основных магистралей города в первые дни ЧС. А полиция с прокуратурой им, вполне возможно, в очередной раз ответят: «Да вы что? Как мы можем ограничивать свободу передвижения?» На мой вкус — очередные припарки. Любая мобилизация требует единого центра принятия решений. Решений, возможно, ограничивающих чьи-то права, но спасающих чью-то жизнь. И создание такого механизма должно быть инициировано депутатами Госдумы от Ростовской области. Бредущие по сугробам в магазин старухи с палочками — эти фото надо бы наклеить на папки с соответствующей законодательной инициативой. Реплика