Донские виноделы — самые русские на юге
Винодельческая отрасль юга России развивается в условиях, когда уровень доверия к отечественному вину находится на довольно низком уровне. Возможно, поэтому на полках с отечественным вином часто встречаются бутылки с иностранными названиями.
Исследователи из Южного федерального и Донского государственного технического университетов — Людмила Клименко и Дарья Кривошеева-Медянцева — проанализировали 290 линеек отечественных вин, производимых 63 предприятиями юга России, чтобы разобраться в том, как производители общаются с потребителем.
Изучались официальные сайты винодельческих производств и фронтальные этикетки линеек южнороссийских вин, выделяя три основных стратегии позиционирования на винном рынке — глобальную, зарубежную и местную.
Глобальная стратегия характеризуется использованием английского языка в названии бренда и коллекции вина без привязки к конкретному региону и виноделу. Зарубежная стратегия позиционирования винных брендов четко привязана к традициям определенной зарубежной страны. В местной стратегии позиционирования особенное значение имеют традиции региона производства, особенности терруара, сорт винограда.
Результаты исследования показали, что производители Ростовской области наиболее часто при написании бренда на этикетках винных бутылок обращаются к русскому языку (в 84% случаев). В то время как в Краснодарском крае преобладают иностранные названия (только 37% исследованных брендов были на русском языке), а в Республике Крым и г. Севастополе иностранные названия используются примерно поровну с русскими.
Анализ логотипов фронтальных этикеток в целом показывает, что среди виноделен Ростовской области на этикетке доминирует русский язык (89%). В Краснодарском крае русский язык используется в трети случаев. Среди крымских брендов русский язык используется почти в половине случаев (47%).
В местной стратегии позиционирования традиции местности, особенности терруара, сорт винограда имеют особенное значение. На юге России немало аборигенных сортов, особенно богата автохтонами Ростовская область. Среди ростовских производителей в половине наблюдений указываются автохтонные сорта. И около трети описаний линеек вин Ростовской области отсылают к международным сортам винограда.
Большинство предприятий Ростовской области выбирают местную стратегию позиционирования. Производители Краснодарского края чаще используют глобальную стратегию. Производители Республики Крым и г. Севастополя используют местную стратегию позиционирования в половине случаев. Таким образом, ростовские виноделы наиболее патриотичны в общении с потребителем, что может способствовать улучшению узнаваемости региональных брендов.