Чебурашка из-за бугра
Фильм «Чебурашка» побил рекорд зрительского успеха в России новейшего времени. Как известно, он собрал под 6 млрд руб., что вдвое больше, чем у прошлого лидера — «Холопа». Только в Ростовской области его посмотрели полмиллиона зрителей. Радуют успехи российских кинематографистов. Ложка дегтя — это хоть и качественная, но подделка Голливуда. Как «Вкусно и точка»: вроде и российская сеть, а по сути — транснациональный фастфуд.
Кино можно оценивать как бизнес-проект, так и как творчество. Конечно, это успешный проект, многократно отбивший вложенные в него 850 млн руб. Грандиозный продюсерский успех, даже не смотря на то что конкурировать во время новогодних каникул было не с кем: как известно, американские фильмы не продают российским прокатчикам в связи с СВО. Если говорить о «Чебурашке» как искусстве, то вряд ли он войдет в сокровищницу российского кино.
Большинство посмотревших в восторге, на телевидении только и говорят о доброте фильма и остроумии его создателей. Хорошее кино должно заставить нас хоть разок засмеяться и (или) прослезиться. Этот фильм действительно вызывает смех в зале, и не сомневаюсь, что многие пару раз смахнули слезу. Здесь нет убийств, чернухи-порнухи, великолепное качество картинки, звука и спецэффектов. Казалось бы, чего еще надо для полного приятия этой картины?
Но создатели сами поставили себе капкан. Назови они фильм по-другому, сделай главного героя с ушами и глазами поменьше, похожего на щенка или котенка, и не было бы соблазна сравнивать этот фильм с детскими мультиками о Чебурашке и крокодиле Гене. А сиквел неминуемо приводит к вопросу: лучше начало или продолжение? Спросил об этом у знакомой 9-летней девочки. Она не задумываясь ответила, что новый фильм лучше: «У старого плохая графика (так и сформулировала. — N), он мутный и медленный».
У меня другое мнение. Того «Чебурашку» я смотрел десятки раз. Этого еще раз смотреть точно не буду. Тот главный герой мне интересен как человек (хоть и в виде странной игрушки), пытающийся понять, кто он, ребенок-философ, находящий себя в друзьях и добрых делах. Нынешний герой хоть и заявляет, что он человек, воспринимается как роботизированная игрушка, усовершенствованный тамагочи, научившийся говорить, читать и даже играть в шахматы.
Тот Чебурашка был окружен такими же кукольными персонажами, но воспринимавшимися как живые, несмотря на тогдашнюю нелюбовь к кукольным фильмам. Эти герои, кажется, вообще не замечают Чебурашку. И не только потому, что они люди, а он мультик, но еще и из-за того, что они заняты не попыткой выстроить правдоподобные отношения, а поиском гримас: вот гримаса доброты, вот юмора, вот гнева, вот грусти. Как говорил режиссер Карен Шахназаров, в советском кино актеры играли, а в Голливуде просто эксплуатировали свой типаж. Голливудское исполнение — это лучшая характеристика работы Сергея Гармаша в роли Гены. Что здесь, что в рекламе «Почта-банка».
Посоветую ли посмотреть? Стоит сходить как на феномен нашей киноиндустрии. Можно показать ребенку: безвредно и графика богатая. Только до похода в кинотеатр поставьте ему старого «Чебурашку». Может, после спросит: «Папа, а кто я?»