Бедность филармонии — отражение бедности региона
Бедность Ростовской областной филармонии бросается в глаза. Ее основной коллектив — Ростовский академический симфонический оркестр — мог бы стать одним из символов города, но для этого недостаточно таланта музыкантов и энтузиазма художественного руководителя, нужны средства на развитие. Мировая практика показывает, что симфонический оркестр не может быть самоокупаемым, позаботиться о его развитии должны город и регион, в котором он находится.
Паркет — это атрибут богатства. Он требует постоянного ухода. Если у вас нет денег на обновление и замену испорченных частей, лучше его не укладывать, иначе он станет олицетворением вашей нищеты. В Ростовской областной филармонии очень плохо выглядит паркет. В главном холле он просто черный. Помню, много лет назад, в 1990-е, когда я училась в музыкальной школе, зимой в филармонию нужно было одеваться тепло, потому что отопление не работало. Паркет не любит холод и сырость. Черный паркет — это, наверное, наследие тех времен. И хотя с тех пор многое поменялось — в Ростове был достроен Музтеатр, устанавливаются памятники, строятся большие жилые комплексы премиум-класса, растет экспорт сельхозпродукции, но паркет в филармонии все тот же. А еще — бедность в мелочах. Сравните хотя бы внешний вид номерков гардероба Ростовского музтеатра и филармонии. В последней они сохранились, наверное, с 1980-х годов: на прошлой неделе я получила от гардеробщицы металлический кружок, на который скотчем была наклеена бумажка с номером, написанном от руки. Кресла в филармонии тоже видали виды. В последний мой визит, во время концерта, я помимо воли то и дело вспоминала о креслах в кинотеатре ТРЦ «Горизонт». В это время моя спина затекала, так как филармоническое кресло было слегка провалено. И к концу первого отделения лечь или хотя бы пройтись было уже просто необходимостью.
Популяризатор симфонической музыки оркестровый музыкант москвич Владимир Зисман, чью книгу «Оркестр и его обитатели» за честность и юмор хвалили многие заслуженные деятели искусства, писал: «Симфонический оркестр и его уровень являются предметом гордости для государства или города. Оркестр — это не только символ культуры, но и маркер экономического состояния. Когда мы говорим «Мангейм», «Лондон», «Берлин» или «Милан», то понимаем, что значительная часть славы города принадлежит его симфоническому оркестру или оперному театру. И это косвенно говорит нам об экономических возможностях того или иного общества». Автор при этом отмечает, что все попытки перевести оркестр на самоокупаемость заканчивались неудачей, и вспоминает пример токийского симфонического оркестра NHK: «Сыграв в течение года чуть ли не в полтора раза больше концертов, чем дней в году, они сдались».
Я каждый раз вспоминаю эти простые и понятные мысли из книги Зисмана, когда прихожу в областную филармонию.
Замечу, что при этом работа ее главного коллектива — Ростовского академического симфонического оркестра (РАСО) — достойна внимания. И это не только мое мнение. В последний год я старалась регулярно посещать концерты РАСО, и, по моим наблюдениям, даже в пандемию зал был полон (с учетом безопасной рассадки).
В интервью специализированному порталу ClassicalMusicNews.ru осенью 2020 года Валентин Урюпин, худрук и главный дирижер Ростовского симфонического оркестра, так описывал ситуацию: «Я очень люблю наших музыкантов. Они герои, потому что держать весьма высокую профессиональную планку, получая низкие зарплаты, — это действительно проявление большой любви к музыке и патриотизма по отношению к своему оркестру». В этом же интервью он поблагодарил губернатора Василия Голубева за то, что тот выделил средства на инструменты: «Мы заменили инструменты, которые были в аварийном состоянии, и сразу звучание улучшилось». Но при этом добавил, что оркестру нужно постоянное внимание: «Радует, что на период пандемии наши зарплаты не секвестировали. Но зарплаты у нас низкие, вопиюще не соответствующие ни статусу, ни уровню оркестра. Высокие зарплаты — это конкурентная среда, это возможность приглашать музыкантов из других городов». Г-н Урюпин подчеркнул, что с неконкурентными зарплатами развитие оркестра ограничено.
Любовь и внимание публики у филармонии уже есть. Но от зарплат музыкантов до паркета, кресел и номерков в гардеробе она, увы, вопиет о внимании и вложениях со стороны региональных властей.