Арбитры благотворительности
Творить благо в наш цифровой век очень легко. Можно даже не вставать с дивана. Ведь под рукой всегда телефон. В поезде вам предложат купить благотворительную открытку, а в магазине оставить сдачу или купить продукты для нуждающихся. Но не все формы активности в этой сфере выглядят безупречно. Слишком тонкая это вещь.
На минувшей неделе в магазинах одного из крупных ретейлеров прошла акция, в ходе которой покупателям предлагали приобрести продукты для нуждающихся: пенсионеров, многодетных семей. Акция, как написали организаторы, прошла успешно. Продукты доставили по назначению. Успешной она оказалась, судя по всему, и для сети магазинов — вырос оборот. Лишний раз прозвучало ее название. Те, кто поучаствовал в акции, испытали чувство удовлетворения. Но не исключаю, что были и те, для кого такой формат благотворительности не вполне приемлем. Те, кто полагает, что она должна быть незаметной.
В Евангелии от Матфея сказано: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая».
Но как же в наш информационный век научиться хотя бы не выпячивать добрые дела? Когда вокруг столько посредников, которые часто выступают еще и в роли этаких арбитров благотворительности. Заходишь в магазин и видишь рядом с кассой ящик для пожертвований. При этом только что едва не поскользнулся на входе в эту лавку из-за не расчищенных ото льда ступеней. Открываешь сайт банка и тут же получаешь предложение оформить «благотворительный» вклад. Часть причитающихся процентов банк направит на добрые дела, ведь вам же некогда. А банк поможет, это его работа, часть сервиса для занятых людей. Садишься в электричку — и тебе на глазах у всего честного вагона предлагают купить благотворительную открытку. Всего 100 рублей. Чего жмемся? И не важно, что этот посредник сезонно повышает тариф на период весенних школьных каникул. Бизнес отдельно, открытки отдельно. Или это тоже бизнес?
Перевозил недавно пожилую родственницу на инвалидной коляске из одного города в другой. Попросил помочь друга. Нужно было преодолеть лестницу в подземном переходе на вокзале. В зале ожидания к нам подходит железнодорожник и предлагает пройти на перрон по отдельному входу для инвалидных колясок. Мы и еще одни провожающие с инвалидной коляской целой процессией с представителями РЖД дошли до своего вагона, и там работник дороги еще и помог сесть в поезд. Но вот это, по мне, гораздо лучше всяких открыток.
В наше непростое военное время люди со все большей охотой вызываются помочь тем, кому трудно. Для этого есть масса возможностей и профессиональных фондов. Но и мошенников на этом поприще подвизается немало. Доверие — хрупкая и весьма скользкая вещь. Вначале, на мой взгляд, должно быть именно оно, а не ящик для пожертвований возле кассы. По-хорошему, его там вообще быть не должно.