«Хочу доказать, что спортивный клуб может сам зарабатывать»
Совладелец компании «Дон-Керама», развивающей сеть магазинов Kerama Marazzi в Ростове, Андрей Грибенюк отошел от управления бизнесом, чтобы реализовать амбиции спортивного менеджера. В новом сезоне помимо собственного БК «Атаман» он будет руководить футбольным клубом «СКВО» — бывшим СКА.
Накануне нового футбольного сезона совладелец ЗАО «Компания “Дон-Керама”» Андрей Грибенюк возглавил ФК «СКВО» — обновленный СКА. Должность гендиректора он будет совмещать с управлением БК «Атаман». Оставаясь совладельцем бизнеса, Андрей Грибенюк принял решение не участвовать в его дальнейшем развитии и сосредоточиться на карьере спортивного менеджера. В качестве успешного примера он называет Михаила Прохорова, владеющего БК «Бруклин Нетс». На конец августа намечены переговоры о его участии в строительстве домашней арены БК «Атаман». N: — Как приход на должность гендиректора ФК «СКВО» повлияет на вашу роль в развитии бизнеса — торговой компании «Дон-Керама»?
А.Г.: — С момента создания БК «Атаман» 3 года назад я постепенно передавал оперативное управление своему брату Роману Грибенюку. И на сегодня именно он решает 99% текущих управленческих задач. Сейчас бизнес стабилен. В кризисные годы, 2009-й и 2010-й, как раз, когда создавался «Атаман», мы оказались в небольшом минусе, но еще через год ситуация выправилась. Сейчас в Ростове и городах области работает 7 наших магазинов.
Я остаюсь президентом и совладельцем компании, но участвую только в принятии ключевых решений. Как предприниматель я состоялся. Того, что зарабатываю сейчас, мне — не транжире, но и не жмоту — вполне хватает, чтобы обеспечить себя и семью. В политике я тоже добился поставленных целей — трижды избирался депутатом Гордумы, получил ценный опыт работы с административным ресурсом. Теперь хочу заниматься делом интересным и глобальным: выводить на профессиональный уровень то, что прежде было главным хобби — спортивный менеджмент. Когда я добивался целей в бизнесе и строил политическую карьеру, времени на любимое дело катастрофически не хватало. Сейчас же, погрузившись сначала в управление «Атаманом», а теперь и ФК «СКВО», я увидел массу проблем, неверных управленческих решений в спорте. И мне интересно доказать, что у нас в стране, и в Ростове в частности, могут появляться успешные спортивные менеджеры, а клубы способны не просто осваивать средства, а зарабатывать. Кроме того, я хочу исправить ситуацию с отсутствием эффективных механизмов управления в региональном спорте в целом. Планирую, что эта деятельность приобретет формат общественного спортивного объединения.
N: — На каких условиях вы занялись развитием футбольного клуба?
А.Г.: — Предложение возглавить клуб мне сделал замгубернатора Игорь Гуськов. В последнее время у ФК «СКА-Ростов» была масса финансовых проблем. Из-за этого он, в частности, досрочно прекратил выступление во втором дивизионе чемпионата России и потерял право выступать под своим названием в новом сезоне. Правительство Ростовской области и я учредили некоммерческое партнерство; чтобы вернуть клуб в чемпионат России, изменили название, создали новое юрлицо. Этот шаг также призван оградить нас от обращений по вопросам выплат долгов, которые остались у прежнего руководства «СКА-Ростов», — за аренду стадиона и по зарплате игрокам.
Официально в команде я наемный гендиректор. По правилам РФС буду получать зарплату, но почти символическую — то ли 50, то ли 100 тыс. руб. Прилагая меньшие усилия, в своей компании я в месяц зарабатываю в 10–20 раз больше, поэтому зарплата в СКВО как таковая мне неинтересна. Эти деньги планирую сразу направлять на развитие клуба. А вот если моей управленческой команде удастся заработать, привлечь дополнительные средства за счет рекламодателей и после завершения сезона у нас останутся деньги — буду считать их честно заработанными.
N: — Как оцениваете бюджет, заявленный СКВО на ближайший сезон, — 20 млн руб.?
А.Г.: — Это минимально допустимый предел. 5 млн руб. выделяет областное правительство, 10 млн руб. — компания «Донаэродорстрой», выступившая в качестве основного спонсора. Еще 5 млн руб. нам только предстоит найти. Вообще нормальный бюджет команды первой пятерки второго дивизиона — быть ниже в таблице мы бы не хотели — 27–30 млн руб. На основе работы с «Атаманом» мы предложили оптимальную, на наш взгляд, модель финансирования: 50% делят между собой бюджеты города и области, поддерживая таким образом спортивный бренд, еще 50% — деньги спонсоров и заработки самого клуба. К сожалению, пока городской поддержки нет, удерживать это соотношение не удается.
N: — Помогает ли опыт привлечения спонсоров для «Атамана» искать поддержку для футбольного клуба?
А.Г.: — Все компании, которые поддерживают баскетбольный клуб, мы стараемся заинтересовать и в работе со СКВО. Среди тех, кто уже согласился стать спонсором и ФК, — «ВТБ-Страхование» и «Чистая вода». Последняя стала нашим партнером вместо «Аква-Дона». Примерно год назад вместе с этой компанией мы запустили проект по выпуску воды «Атаман». Предполагалось, что он будет способствовать продвижению бренда и позволит нам заработать. Работая с первой партией, мы реализовали часть продукции, наладив каналы сбыта. Но в январе — после смены руководства компании — проект завершился досрочно. В сжатые сроки мы нашли другого партнера, им стала «Чистая вода». Сейчас разрабатываем новую этикетку и к 1 августа выпустим первую партию питьевой воды «Атаман» производства этой компании. Главная задача не прерывать надолго поставки воды, поскольку каналы сбыта уже налажены. Это, в частности, торговые сети «Апекс» и «Фреш».
N: — Могли бы вы прокомментировать слухи о переговорах относительно спонсорства с предпринимателем Михаилом Прохоровым?
А.Г.: — Действительно, в начале весны мы начали вести переговоры с его региональными представителями. Сам Прохоров хорошо разбирается в спортивном менеджменте: в 2009 году он купил клуб «Бруклин Нетс», играющий в НБА, и построил для него новую домашнюю арену. В то же время это инвестор, который всегда готов рассмотреть новые возможности для дополнительного заработка. Нам он интересен как возможный инвестор конкретного проекта — собственного игрового зала и тренировочной базы БК «Атаман». Объем необходимых инвестиций — 200–250 млн руб. Мэр Ростова пообещал нам, что город выделит землю под строительство зала для команды в СЖМ. Мы планируем, что в комплексе будут проходить тренировки и игры нашего клуба, а также женских гандбольной и баскетбольной команд. Там же должны расположиться и другие необходимые для спортсменов услуги: массажный зал, медицинские кабинеты и пр. Естественно, на эксплуатации такого объекта можно зарабатывать, сдавая площади в аренду под торговлю и другие цели. Для Михаила Прохорова это может быть еще и имиджевый проект. Нам же интересен его опыт развития и управления баскетбольной ареной. Сейчас наши предложения находятся у него на рассмотрении. В конце августа, когда Прохоров приедет в Ростов, мы рассчитываем обсудить конкретные перспективы. По крайней мере, встреча с менеджментом БК «Атаман» значится в его расписании.
N: — Какие задачи ставите перед «Атаманом» в новом сезоне?
А.Г.: — Прошлый сезон показал, что мы можем рассчитывать на первые места в Суперлиге. Он был непростым, мы сменили двух главных тренеров. По-прежнему не имея своей арены — ни игровой, ни тренировочной, — заняли в итоге 4-е место, став единственным клубом, обыгравшим победителя сезона — «Урал» — у него дома. Это была сенсационная победа. В новом сезоне мы будем нацелены на призовое место в Суперлиге. Бюджет «Атамана» — около 70 млн руб. в год, это намного меньше, чем у обошедших нас команд. При этом мы — единственный из молодых клубов, демонстрирующий подобные результаты за столь короткий срок. Надеюсь, новый министр спорта Ростовской области оценит этот взлет, мы сейчас ведем переговоры о дальнейшей региональной поддержке. У нас сумасшедший потенциал, и не хотелось бы его терять. Будь у клуба своя арена, мы бы сэкономили массу средств на развитие. Аренда площадки для одной игры в КСК «Экспресс» в прошлом сезоне обходилась нам в 120 тыс. руб., но в конце прошлого сезона арендодатель заявил, что в новом сезоне плата может увеличиться вдвое. Руководство «РЖД», владеющее ареной, и раньше не шло нам навстречу, но это заявление стало последней каплей. Поэтому мы активно занимаемся подготовкой альтернативной площадки для домашних игр. Адрес я вам пока не назову, вопрос решаем, и срок у нас — до октября.