Выход из зоны комфорта в восточном направлении
Любители экстрима найдут в казахской степи полный набор тягот и лишений.
В полусотне километров от границы заканчиваются сотовая связь, заправки, кафе и прочая цивилизация. Фото автора. Самостоятельную прогулку по Западному Казахстану нельзя сравнить с экстремальным туром куда-нибудь к бедуинам — тут нет возможности вызвать вертолет и эвакуироваться. С каждым километром вглубь страны удлиняется путь обратно. В конце весны на просторах казахской степи можно встретить путешественников из самых разных стран. Никто из них не может толком объяснить, зачем ехать туда, где нет ни достопримечательностей, ни инфраструктуры, а горизонт всегда слишком далеко. Возможно, это любопытство — огромная пустая территория на карте притягивает взгляд. Или повод ненадолго забыть о темпе современной жизни, остаться без телефона и интернета.
Основные достопримечательности Казахстана — свежеотстроенная столица и горнолыжный курорт — расположены на юго-востоке страны. Добираться туда самостоятельно из Ростовской области долго и дорого. Цены и уровень комфорта сопоставимы с Черноморским побережьем и Крымом. Запад страны представляет собой огромные площади неосвоенных земель, где сухие степи сменяют невысокие леса на севере.
Западный Казахстан на сегодняшний день самый доступный способ погрузиться в далекое прошлое, почувствовать себя странником Великого шелкового пути и понять, какой тонкий слой технических достижений отделяет нас от не слишком дружелюбной природы.
Наши соотечественники, бывающие в крупных городах Казахстана по работе, чаще выбирают самолет. Центральные кварталы городов ухожены. Многие мужчины ходят в деловых костюмах, а женщины одеты по европейской моде. На окраинах картина кардинально иная. Грунтовые дороги, ветер, несущий песок, привычка местных выливать помои на улицу и мусульманки, завернутые в черное, создают полный эффект ближневосточной провинции. За пределами городов царит нетронутая степь на сотни километров. Между населенными пунктами изредка ходят автобусы и местный вариант маршруток — нелегальные семиместные такси. Пользоваться общественным транспортом рискованно — он набит под крышу и не обременен правилами дорожного движения, а расписание непредсказуемо.
Собственный транспорт перед поездкой в Казахстан нуждается в тщательной подготовке. В полусотне километров от границы заканчиваются сотовая связь, заправки, кафе и прочая цивилизация. Вдоль условной дороги, не ремонтированной с 1976 года, нет поселков, только кладбища и стада верблюдов. Что именно понадобится — два запасных колеса сразу или лебедка, — заранее неизвестно, поэтому опытные экстремалы берут все, что можно. Обязательно пригодятся чистая бутилированная вода и запас бензина хотя бы на 200 километров. В поселках туристов не ждут, да и смотреть там не на что. Ночевать в степи не рекомендуется — там не только холодно, но и есть вероятность встречи с шакалами. Нужно рассчитывать маршрут так, чтобы до темноты оказаться в крупном населенном пункте.
Ближайший к югу России крупный город — Атырау. Для полноты ощущений за несколько сотен тенге (двести-триста рублей) можно переночевать в общей комнате хостела, а проще говоря, настоящего караван-сарая, с удобствами во дворе, комарами и тотальной экономией электричества. В таких местах обычно останавливаются только сами казахи. Зато они хорошо говорят по-русски и очень общительны.
Местные жители приграничных районов заняты в животноводстве или ездят на заработки в Россию. Обязательным атрибутом является хороший автомобиль — семья может жить в глиняной мазанке, но рядом будет припаркован свежий внедорожник. А вот советского автопрома на улицах и тем более в степи нет совсем. Вероятно, автомобили долго не выдерживают.
Дороги в Западном Казахстане в целом явление относительное, они есть на карте, но не всегда есть по факту. Вдоль трассы есть площадки для отдыха. Благоустраивали их еще в прошлом веке, но укрыться от солнца или дождя, развести костер и вскипятить чай вполне можно. Если в пути застигнет дождь, то придется просто стоять на грунтовке посреди степи и ждать, пока он закончится и вода сойдет. В противном случае намокшая глина быстро налипнет на колеса, а затем на ветру высохнет, превратившись в субстанцию, сопоставимую по прочности с бетоном. Идти за трактором в село бесполезно — населенные пункты традиционно отстоят от трассы на десятки километров, да и тракторов тут нет — земледелием жители не занимаются.
Торопиться бесполезно — средняя скорость для машины не более 60 км/ч, а мотоцикл и вовсе едет медленнее, чем бежит верблюд. Повсюду пасутся мохнатые коровы, овцы, верблюды и полудикие лошади. Подходить к ним не стоит — коров и овец стерегут огромные собаки, а кони и верблюды и сами могут дать отпор потревожившему их.
Минимальный маршрут по Западному Казахстану составляет три тысячи километров. Даже опытному водителю понадобится не менее двух-трех дней, чтобы проехать через степные районы, и еще столько же — чтобы вернуться в Ростов, поэтому такое путешествие подойдет только тем, кто готов променять как минимум неделю долгожданного отпуска на отсутствие комфорта, песок и размышления о вечном.