Ростовские джиперы вербуют новичков
Маршрут автопробега по территории Мясниковского района проложили по местам боевых действий времен Великой Отечественной войны, а контрольными точками стали памятники и братские могилы советских солдат. Помимо преодоления разнообразных препятствий участникам предложили подробные рассказы о посещаемых мемориалах и исторических событиях. На основе маршрута в феврале состоится большой автопробег, который будет посвящен годовщине освобождения Ростова.
За неделю до мероприятия информация была распространена на автомобильных ресурсах области, в итоге на старт вышли 25 автомобилей. Большинство экипажей составили автолюбители, только поверхностно знакомые с экстремальным бездорожьем, на джипах в штатной комплектации. Сопровождали новичков шесть подготовленных автомобилей, оборудованных тросами, лебедками и всем необходимым. К чести начинающих тросы требовались нечасто, только единственный женский экипаж на кроссовере вытаскивали из грязи при первых же признаках застревания — скорее, из проявления рыцарства. Начинающих джиперов накануне обучали пользоваться навигационными программами, а на старте снабдили радиостанциями и множеством полезных советов. Трасса пролегала по полям, оврагам и берегу реки Тузлов, желающие могли попробовать свои силы в преодолении разнообразных препятствий, а для сомневающихся в своих силах практически во всех случаях были припасены варианты более безопасного объезда. Предполагавшееся на маршруте пересечение реки вброд в последний момент было решено заменить мостовой переправой. Пробег задумывался как зимний, но погода внесла свои коррективы, в итоге желающие смогли вдоволь потренироваться в экстремальном вождении и по снегу, и по льду, и по глубокой грязи. Клуб «Колонна 61» официально сформировался около полугода назад благодаря группе членов сообщества «Средний Дон», также посвященного туризму. «Колонна 61» была основана тремя экипажами из Шахт, Зернограда и Чалтыря. Один из членов клуба, Сергей Коваленко, рассказал, что интерес к внедорожному автотуризму в области стремительно растет:
— В Ростовской области стало появляться все больше владельцев машин, желающих кататься, и было решено создать свой местный клуб, а так как название «Колонна 61» уже закрепилось на «Среднем Дону», решили не изобретать новое название. Очень быстро число участников увеличилось, начались организованные выезды. Сегодня у нас очень много новичков, клуб расширяется. Даже участвует чисто женский коллектив — мы очень рады, что к нам и девчонки подтягиваются.
Экстремальный автотуризм не дешевое, но и не самое дорогое хобби. Среди участвующих в пробеге машин численное преимущество разделили отечественные «Нивы» и разнообразные китайские внедорожники. Для преодоления степного бездорожья, если не пытаться пересекать реки или болотистые участки, этого вполне достаточно. Средняя цена подержанного кроссовера корейского или китайского производства составит 300–500 тысяч рублей, также нужно приготовиться к непредвиденным расходам вроде оторванного бампера, помятого кузова или промокшего салона. У тех, кто увлечен по-настоящему, чаще всего для выездов предназначен отдельный автомобиль, бюджет которого может начинаться как от 300 тысяч («Нива» с дополнительным оборудованием), так и достигать 3–4 млн рублей. Программы поездок (чаще именуемых «покатушки») бывают разными — от краеведческих экспедиций, длящихся по нескольку дней, до более коротких экстремальных выездов, сводящихся к поиску как можно более полного бездорожья. Все маршруты прокладываются с оглядкой на возможности экипажей, и если в короткое путешествие по памятным местам приглашают практически всех желающих, то на многодневный внедорожный выезд могут претендовать только зарекомендовавшие себя экипажи на автомобилях со спецподготовкой. Помимо расходов на дополнительное оборудование, лебедки, резину, а также на бензин, которого внедорожники на пониженных передачах потребляют немало, экипажам нужно потратить некоторое количество времени на подробное изучение технического функционала и устройства своего автомобиля. Как правило, переходя из категории начинающих в увлеченные, джиперы начинают многие технические задачи решать самостоятельно, причем сэкономить такой подход позволяет далеко не всегда, зато придает уверенности в своих силах.
Ранее ростовские любители бездорожья по большей части представляли собой достаточно закрытые сообщества, ориентированные на участие в соревнованиях различных уровней, а развлекательные «покатушки» проводились в закрытом, часто семейном, кругу. Но в прошедшем году число экстремальных автомобилистов стало стремительно увеличиваться — любителей на машинах в штатной комплектации начали допускать к соревнованиям местного уровня, например открытым соревнованиям по джип-фристайлу «Террикон OFF ROAD» (см. N, № 31 (1040)), а теперь и приглашать в экспедиции. По многочисленным просьбам тех, кто не смог принять участие в предновогодней поездке, клуб «Колонна 61» планирует провести как минимум еще один пробег для начинающих.