г. Ростов-на-Дону
07 декабря 2025 11:06:47
76.09
88.7

«Тема свободы действительно присутствует в моих фильмах»

Анастасия Ярошенко, студентка пятого курса ростовского ВГИКа, стала обладательницей Гран-при на фестивале Ca’ Foscari Short Film Festival — 2025 в Италии за анимационный музыкальный клип «Кобра» Анастасия приехала в Ростов из Липецка. Она мечтает открыть собственную анимационную студию. В своих первых работах, которые уже были отмечены на всероссийских фестивалях, Анастасия осмысливает философию свободы. С детства она занимается волейболом, поэтому свободное время посвящает спорту.
«Тема свободы действительно присутствует в моих фильмах»

N: — Как ваша работа попала на фестиваль Ca’ Foscari Short Film Festival — 2025 в Италии?

А.И.: — Мы, как авторы и режиссеры, отправляем готовый клип или мультфильм на все фестивали и конкурсы, которые принимают работы в нужной категории. На фестиваль в Италии отправили, как и на все остальные. И вот от них пришло письмо, что клип отобрали на фестиваль! Попросили записать видеообращение, так как мою работу будут показывать на церемонии. Я очень обрадовалась, хоть и пришлось повозиться с видеообращением на английском — долго репетировала, чтобы звучало нормально. В итоге передала привет из Ростова и немного рассказала о клипе.

N: — Организаторы не предлагали очное участие?

А.И.: — Был такой вариант, но ни билеты, ни проживание не оплачивали. Я бы с радостью, но, к сожалению, не получилось поехать, плюс еще и учеба.

N: — Участие в фестивале платное?

А.И.: — Нет, участие было бесплатным.

N: — Это же не первый ваш опыт участия в конкурсах?

А.И.:— Да, это не первый опыт. Мой первый короткометражный фильм «Всякая душа птица» выигрывал на многих конкурсах и фестивалях, меня часто приглашали в Москву и Питер. Клип тоже уже не первую победу приносит: например, он победитель в номинации «Музыкальный клип» XIV Коломенского фестиваля любительского кино «Место встречи» и Международного медиафестиваля LINE в номинации «Анимационный фильм» в категории «Профессионалы». Дома даже есть коллекция маленьких кубков, которые греют мне душу.

N: — Что значит для вас эта победа на фестивале в Италии?

А.И.: — Мне очень приятно, что международное жюри оценило клип, несмотря на сложный современный русский язык, который даже с субтитрами непросто понять. Главное, что работу увидели в разных странах, для меня как автора это самое важное. Я делаю это как акт самовыражения, и очень ценно, когда этот акт находит отклик.

N: — Насколько высокая конкуренция на таких фестивалях?

А.И.: — Очень высокая. Сейчас очень много клипов делают и студенты, и разные коллективы, так что пробиться сложно, но возможно.

N: — В каких еще фестивалях хотели бы принять участие? Какие награды получить?

А.И.: — «Оскар», конечно! Это моя детская мечта. А из российских очень хочу попасть на международный фестиваль «Суздальфест» и на фестиваль анимационных фильмов «Бессонница». Еще был в этом списке Большой фестиваль мультфильмов. В этом году, кстати, мой мультфильм «Давай без зайчиков» отобрали на него. Будет в октябре-ноябре показ работ фестиваля. Для меня это большая радость! На Суздальский и «Бессонницу» пока не подавалась, но надеюсь, что «Давай без зайчиков» или «Кобра» туда смогут попасть. Я рада любым фестивалям.

N: — Инициатива участия в фестивале идет от самого студента или этому как-то способствует вуз?

А.И.: — Участие в фестивалях — это личная инициатива студента. Кто-то отправляет работы, кто-то нет — все зависит от желания. Я начала отправлять по собственной инициативе, изучая платформы и сайты. Обычно в большом кино этим занимается продюсер, но мы сами себе на все руки мастера. В последние годы институт активно это поддерживает: собирает статистику побед, что влияет на стипендию. Но мне было интересно изучить все самой и понять этот механизм.

N: — Как начали заниматься анимацией?

А.И.: — Я из Липецка, закончила Липецкий областной колледж искусств им. К. Н. Игумнова с красным дипломом по специальности «станковый живописец». Рисую с детства, но не видела себя художником в большом смысле этого слова. Конечно, как и все, я стремилась в Москву. Рассматривала почему-то только ВГИК. Там мне не хватило одного балла до бюджета. Перед поступлением в вуз я уже начала иллюстрировать книжки, настольные игры, что-то для социальных сетей, для брендов. Но просто учиться на иллюстратора казалось слишком просто. И вот я нашла специальность «режиссер анимации» в ростовском ВГИКе и почувствовала, что это то, где мне будет место. Готовилась к поступлению и поняла, что очень хочу этим заниматься. Вступительные прошли легко, и я поступила. И ни разу не пожалела! На первом курсе мы начали с простых элементов, постепенно усложняя задачи, и этот процесс очень затянул, несмотря на кропотливость. Сейчас много работаю по этой специальности, делаю проекты для себя и мечтаю открыть свою студию «Давай без зайчиков».

N: — Студия находится еще на этапе мечты или уже разработки?

А.И.: — На уровне действий. Я думаю, что уже в этом году ее открою. Конечно, пока только на уровне социальных сетей. Мы уже с моими коллегами и друзьями объединились в небольшую команду. Хочется, чтобы это было на более серьезном уровне, так как заказчикам выгоднее работать именно со студиями, потому что у них есть вся необходимая документация. Может быть, вскоре создадим сериал какой-нибудь.

N: — Вы писали, что самое главное в создании клипа — выбрать трек, который не надоест после миллиона прослушиваний и под который можно придумать классную историю. Чем вас зацепила композиция «Кобра» группы ММФ?

А.И.: — При выборе песни для клипа ограничилась только русским артистом, чтобы проще было получить права. Прослушивала много разной музыки, и эта песня мне понравилась, зацепила своей необычностью и атмосферой. Кобры, Индия, песок, верблюжий караван — сразу возникли ассоциации, сложились в какую-то историю, которую нужно было просто оформить. Она выделялась из обычной рутины.

N: — У вас также есть мультфильм «Всякая душа птица». Почему в конце птица возвращается к своему узнику?

А.И.: — Основная мысль была в том, что то, что тебе действительно нужно, не обязательно удерживать. Когда ты отпускаешь это, оно может вернуться к тебе, показывая тем самым свободу выбора. То, что любишь, может быть рядом и без удержания.

N: — В ваших работах чувствуется философия свободы. Откуда вы черпаете такие идеи — придумываете специально или они рождаются изнутри?

А.И.: — Это мой личный бич — мне хочется мудрить и философствовать. Иногда боюсь перемудрить, особенно учитывая мой юный возраст и серьезность тем, которые приходят в голову. Тема свободы действительно присутствует в моих фильмах, хотя я специально об этом не думаю. Не знаю, откуда это берется, так как у меня не было каких-то травматичных событий. Возможно, это внутреннее стремление к свободе, желание, чтобы мое проявление в жизни не было ограничено страхами и сомнениями. Это идет изнутри, а потом я делю все на два, чтобы не перемудрить.

N: — Как вы видите свою работу после окончания института?

А.И.: — Я активно работаю на фрилансе уже со второго курса. Работаю как иллюстратор, аниматор и режиссер. Хочу брать более серьезные проекты, делать интересную художественную работу с другими. Обращаются и бренды, и компании, и частные лица, заказывают анимацию для соцсетей, даже делала анимационные вставки для дипломных документальных фильмов студентов московских вузов. В Ростове очно не работала и пока не планирую. Мне нравится работать на себя. Был классный опыт работы в анимационных студиях («Мельница», «Делай»), но сейчас хочу работать самостоятельно.

N: — Как осуществляется поиск заказчиков? Есть ли у вас сайт?

А.И.: — Сайта пока нет, но в планах. Клиентов нахожу через соцсети, платформы с портфолио типа Behance, где выкладываю работы, и заказчики находят меня сами. Еще работает сарафанное радио: сделал хорошо одному, он порекомендовал другому, и так цепочка расширяется.

N: — Какие сейчас тренды на рынке анимации?

А.И.: — Сейчас все любят 3D, многие хотят уйти в него. Популярна риговая (процесс создания «скелета» персонажа, который позволяет управлять его движениями. — N) система анимации, особенно в детских сериалах. И в целом анимация становится все более активной и быстрой, темпы ускоряются.

N: — Как вы относитесь к использованию искусственного интеллекта для создания анимации и пользуетесь ли сами?

А.И.: — Я сама искусственным интеллектом для анимации не пользуюсь, потому что не умею, но отношусь к нему положительно. Думаю, это полезный инструмент, который может ускорить кропотливый процесс создания анимации. Он может помочь сгенерировать новые идеи, о которых я бы даже не подумала. Но я убеждена, что ИИ не заменит аниматора или художника. В руках неопытного человека сложно добиться красивого и качественного результата. Это просто еще один полезный инструмент. Иногда использую его как собеседника, чтобы продумать сценарий, делюсь идеями, и даже бредовые мысли могут натолкнуть меня на что-то интересное.

N: — Как вы проводите свободное время? Что вас вдохновляет кроме анимации?

А.И.: — В детстве я серьезно занималась волейболом, сейчас это скорее хобби. В Ростове пробую пляжный волейбол и хожу в зал. Спорт для меня — важная активность, сложно представить себя без него. Еще люблю гулять, отвлекаться от компьютера, смотреть на мир в 3D, потому что работа за ним занимает много времени. Часто из-за этого начинаешь чувствовать себя в четырех стенах. Прогулки и встречи с друзьями помогают переключиться, увидеть объем мира. Для отдыха и вдохновения отвлекаюсь на рисование для себя.

Просмотров: 1621

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
«Тема свободы действительно присутствует в моих фильмах»
Прошедшим летом ученые из Ростова и Краснодара раскопали часть скелета мамонта недалеко от Абинска. Открытие стало возможно благодаря оперативному сигналу от местных жителей, обнаруживших древние кости. Заведующий лаборатории палеогеографии Южного научного центра РАН кандидат биологических наук Вадим Титов рассказал, что российская палеонтология испытывает серьезный дефицит кадров, и помощь энтузиастов очень актуальна.
Образование, наука
«Тема свободы действительно присутствует в моих фильмах»
Ученые ЮФУ экспериментально доказали, что широко используемые в сельском хозяйстве пестициды даже в малых дозах могут представлять скрытую угрозу для почвенных бактерий. Более точный биоскрининг показывает, что безопасные для растений препараты у микроорганизмов, которые отвечают за здоровье почвы, вызывают окислительный стресс, повреждают ДНК, резко усиливают частоту мутаций.
Образование, наука
«Тема свободы действительно присутствует в моих фильмах»
АНО «ФИРОН» завершила реализацию масштабного образовательного проекта 2025 года — «Школьные лаборатории. Абхазия», созданного при поддержке Фонда президентских грантов.
Образование, наука
«Тема свободы действительно присутствует в моих фильмах»
4 декабря 2025 года в коворкинге «Рубин» (пр. Театральный, 85) состоится Образовательный инновационный форум — итоговое мероприятие Инновационного бизнес-акселератора 2025, организованного департаментом экономики г. Ростова-на-Дону и АНО «ФИРОН».

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.