«Создала макет сцен к всемирно известной опере»
Марии Лазаренко 24 года. Она вошла в десятку финалистов Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters в номинации «Сценограф». Перед участниками стояла задача создать макет сцен к всемирно известной опере «Сказка о царе Салтане».
Вы можете прослушать подкаст вместо текста.
— Я обучалась дизайну в магистратуре Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета (ЮФУ) на программе «Мода, интерьер и коммуникации в дизайне», — говорит Мария. — Родилась в семье потомственных художников и с самого детства была приобщена к миру искусства. На данный момент я продолжаю обучение 3D-графике и моушен-дизайну. В будущем хочу продолжать работать и развиваться в области сценографического оформления и мультимедийного и графического дизайна.
В ArtMasters Мария участвует уже второй год. В прошлом удалось войти в десятку финалистов в компетенции «Художник-оформитель». Когда первый раз подавала заявку на участие в конкурсе, посчитала, что компетенция художник-оформитель наиболее близка к ее деятельности (разработка различных дизайн-концептов), но финальное задание оказалось интереснее и объемнее по масштабам, чем Мария предполагала. Совместно с художником по свету необходимо было оформить пространство перформанса (70 квадратных метров для каждого участника) по пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Тогда при выполнении финального задания впервые работала со сценическим оформлением и получила опыт воплощения своих идей на сцене:
— В этом году подавала заявку на конкурс уже в качестве сценографа. Когда я читала текст к опере «Сказка о царе Салтане», обратила внимание на то, как в определенный момент легко и быстро разрушается идеальный мир Милитрисы после получения письма от мужа Салтана (Милитрису с сыном Гвидоном изгоняют с царского двора и, посадив в бочку, бросают в море). Таким образом, в своей сценографии я взяла за основу образный источник хрупкости и иллюзорности мира и всего, что окружает человека.
Хрупкость и иллюзорность отражаются в главной сквозной декорации параметрических волн, выступающих своего рода порталом для перемещения героев в пространстве и времени. Параметрическое строение декорации представляет собой иллюзию объемных форм, хотя на самом деле состоит из пустот. Если смотреть на такие фигуры фронтально, то кажется, что ничего нет, но стоит сменить угол обзора — и все снова возвращается на свои места. Для того чтобы зрители могли видеть декорацию под разными углами, по задумке, в течение спектакля параметрические волны вращаются на поворотных кругах.
— Первый этап конкурса был заочный и состоял в разработке концепции сценографии, создания раскадровки, отрисовки эскизов к сценам, выполнения чертежей декораций, — говорит Мария. — Самым интересным этапом стало изготовление макета: нужно было решить, как и из каких материалов воплотить в жизнь придуманные образы. Площадкой для работы выступал центр современного искусства «Винзавод», где затем состоялись защита проектов перед экспертами чемпионата и выставка макетов.
Заявку на конкурс Мария подавала за 30 минут до конца приема. Дело в том, что этим летом защищала диплом в университете и думала, что не успеет совместить и диплом, и конкурс. Но в последний момент все-таки решила поучаствовать: быстро заполнила графы регистрации и прикрепила портфолио, которое уже было готово. Так началось ее второе приключение ArtMasters. Надежда попасть в десятку была, но Мария также понимала, что среди участников много опытных профессионалов и большая конкуренция. Поэтому относилась к этому соревнованию больше как к интересному эксперименту и возможности развить свои навыки:
— На квалификационном и финальном этапах при разработке сценографии старалась обращаться к нестандартным образам и добавлять авторское видение сюжетов и персонажей. Для меня определенной трудностью на конкурсе стало ограниченное время на создание макета: в распоряжении у нас было всего 6 дней. При этом технически моя сцена для макета была довольно трудоемкой — необходимо было вручную, с помощью макетного ножа вырезать из пластика 95 деталей для параметрических волн, а также натянуть тонкие металлизированные нити, которые выступали крыльями Царевны-Лебеди. И хоть процесс создания был непростым, в итоге мне удалось создать в макете именно то, что я хотела.
Помимо ArtMasters Мария принимала участие во всероссийской олимпиаде студентов «Я — профессионал» в категории «Магистратура/специалитет» по направлению «Дизайн» и стала победителем, а затем и призером финального этапа в четвертом (2020-2021 гг.) и пятом (2021-2022 гг.) сезонах соответственно. Ей также удалось принять участие в качестве художника-декоратора и художника по костюмам в съемках короткометражного фильма «Луиза Делитед» режиссера Амра Начкебия в рамках командных соревнований чемпионата ArtMasters в направлении «Кино».
— Я рада, что у меня получается воплощать в жизнь свои идеи, а мои работы вызывают интерес у зрителя, — признается Мария. — Участие в конкурсе ArtMasters второй год подряд дает мне возможность попадать в нестандартные ситуации, что способствует профессиональному росту. Сейчас продолжаю обучение 3D-графике и моушен-дизайну. В будущем хочу работать и развиваться в области сценографического оформления и мультимедийного и графического дизайна. Больше всего в творчестве мне нравится момент создания нового из пустоты, возможность проводить внутренний анализ предыдущего визуального опыта и получать новые результаты в совокупности с внутренним видением. Для меня творчество — это прежде всего свобода.