«Нам поручили настоящий заказ. Не перебирать бумажки, а выполнять работу инженера-конструктора»
Как студентка 2-го курса Передовой инженерной школы Донского государственного университета Елена Новодранова прошла путь от бухгалтера до инженера по качеству на сварочном участке «Ростсельмаша», а теперь учится на инженера-конструктора, выполняя реальные заказы крупнейшего на Дону машиностроительного предприятия.
— Инженер — это специалист с творческим мышлением, визионер, который двигает прогресс вперед. А еще — все инженеры искренне любят свою работу, — говорит студентка 2-го курса Передовой инженерной школы Донского государственного университета Елена Новодранова.
Елена работала инженером по качеству на сварочном участке «Ростсельмаша», когда узнала о том, что РСМ совместно с университетом создает Передовую инженерную школу.
— Я такой человек — постоянно стараюсь улучшить любой процесс, с которым сталкиваюсь. По образованию я технолог, решила учиться на инженера-конструктора, чтобы расширить свои возможности, сделать свой собственный вклад в будущее.
Самый крутой инженер в стране и мире, по ее мнению, Сергей Королев:
— Он работал не за деньги, а за идею. Его нестандартный подход и особое видение изменили вектор развития космонавтики.
Елена — бухгалтер по первому образованию. Это был компромисс между ее любовью к точным наукам, технике, большим производствам и желанием родителей, чтобы дочь работала в офисе. После окончания колледжа она переехала из родного Красного Сулина в Ростов. Не найдя работы по специальности, пошла в сторону своей мечты — устроилась на «Ростсельмаш». Некоторое время работала газовщиком — занималась проверкой газового оборудования. А потом нашла дело, которое было ей больше по душе:
— Когда я увидела, как из маленьких деталей сваривается большой узел, а из узлов собирается комбайн, это меня увлекло. Так я занялась сваркой.
График работы позволял совмещать ее с получением новой профессии в колледже:
— В сварку я влюбилась, но скоро поняла, что в этой профессии нужно развиваться не только руками, но и мозгами, поэтому поступила в университет.
К 2022 году, когда «Ростсельмаш» и Донской государственный технический университет создали Передовую инженерную школу, Елена успешно окончила бакалавриат этого вуза по направлению «машиностроительные технологии и оборудование сварочного производства». О начале работы Передовой инженерной школы она узнала из рассылки «Ростсельмаша» для сотрудников.
Вступительные экзамены в Школу показались легкими:
— Все тесты были посвящены тому, с чем я постоянно работала на заводе, что мы изучали в университете. Я без проблем набрала нужное количество баллов и прошла.
Елена объясняет, что обучение в бакалавриате университета и в Передовой инженерной школе отличается, во-первых, тем, что студенты реализуют реальные проекты, а во-вторых, тем, что обучение проходит в команде:
— Мы сообща решаем общую задачу, а преподаватели дают нам необходимые для этого теоретические знания и консультации.
В первый год учебы команда, в которую вошла Елена, разрабатывала стенд для испытания подшипников для кормоуборочных комбайнов. Такой стенд уже существовал, студенты Инженерной школы должны были разработать принципиально новый, имитирующий реальные условия работы:
— На самом деле вначале было страшно, потому что это был реальный проект, реальные заказчики и средства, которые были выделены на разработку оборудования. Но в то же время это очень мотивировало. Ведь обычно на практике мы делали работу, которую студент не может испортить. А здесь нам поручили настоящий заказ. Не перебирать бумажки, а выполнять работу инженера-конструктора. Видеть своими глазами продукт, который недавно был проектом в компьютере, участвовать в испытаниях своего стенда — это дает глоток воздуха и силы двигаться дальше.
Елена с благодарностью говорит о том, что преподаватели Школы, будучи первоклассными специалистами, не пытались сделать всю работу за студентов, а давали возможность команде совершать ошибки, самим понимать это и менять направление работы.
В конце первого года обучения команда презентовала и защитила свое решение вначале перед педагогами, затем — перед заказчиком. Теперь их ждут полевые испытания стенда, а после — патентные исследования, внесение улучшений и этап внедрения.
На вопрос, есть ли возможность хорошо зарабатывать, совмещая работу и учебу в Инженерной школе, Елена отвечает:
— Я учусь и работаю на «Ростсельмаше», как и многие ребята в нашей команде. Мы получаем стипендию от предприятия, и есть возможность ее увеличить, если эффективно реализуешь свой проект. Вполне можно работать и зарабатывать, на жизнь хватает. После обучения в Передовой инженерной школе у нас будет возможность устроиться на предприятие и получать зарплату уже как опытные конструкторы.
В планах на будущее — продолжить работу на комбайновом заводе:
— Сейчас отрасль сельхозмашиностроения развивается, «Ростсельмаш» растет, строится тракторный завод. Предприятие делает много вложений в персонал, в том числе его обучение. Есть ощущение, что мы стоим у истоков и все зависит от нас.