г. Ростов-на-Дону
04 августа 2025 14:34:07
80.33
91.71

«Иванушка стал козленочком потому, что неправильно составил план эксперимента»

Магистрант Академии биологии и биотехнологии им. Д. И. Ивановского ЮФУ Анна Гобарова заглядывает под копыта оленям, чтобы изучить экологию почв и разработать предложения и рекомендации по оптимизации экологического состояния почвенного покрова в условиях зоопарков, охотничьих угодий и подобных мест.

На данный момент студентка опубликовала уже более 20 работ, стала соавтором монографии и объекта интеллектуальной деятельности, победителем на международной конференции «ЛОМОНОСОВ-2019» и университетской конференции «Неделя науки — 2021» в секции «Экология и природопользование». Три года она с коллегами проводит исследования в Ростовском зоопарке, а с прошлого года география научных изысканий была расширена на север и восток области. Она рассказала N, почему решила посвятить себя изучению проблем окружающей среды и как складывается научная карьера.

N: — Как формировалась сфера научных интересов?

А.Г.: — В школе мне было интересно все, и когда пришел момент выбирать одно направление, в котором мне хотелось бы двигаться дальше, я сделала его в пользу биологии, хотя идти на биофак в планах не было. На первом курсе университета я еще не знала, чего хочу, тогда меня интересовали больше исследования в области физиологии человека, но за год на кафедре физиологии человека и животных я поняла, что это не мое. И второе, что меня всегда интересовало в биологии, — это исследования окружающего мира, его отдельных природных компонентов. Поэтому на втором курсе я пришла на кафедру экологии и природопользования —это было попадание в точку!

N: — Биомониторинг почвенного покрова оценивает антропогенное воздействие, верно? Для вас важны проблемы сохранения окружающей среды?

А.Г.: — Все верно, посредством использования различных методов диагностики можно определить наиболее деградированные и загрязненные территории вследствие деятельности человека. Наша академия занимается диагностикой экологического состояния почв юга России и разрабатывает методы его улучшения. Безусловно, проблемы сохранения окружающей среды сейчас должны волновать каждого, потому что это наш дом. Если его не будет, тогда где мы будем жить?

N: — Есть ли из современников и ученых прошлого кто-то, кого вы считаете образцом для подражания?

А.Г.: — Меня всегда восхищал Ломоносов, его упорство и разносторонность. Сейчас, смотря на то, как развивается современная наука, я вижу те же качества у людей, занимающихся научной деятельностью и добивающихся результатов, и считаю их образцом для подражания.

N: — У вас множество научных публикаций. А как же студенческая жизнь?

А.Г.: — Я начала что-то писать примерно с конца второго курса обучения на бакалавриате, но честно, это никак не мешало мне участвовать в студенческой жизни, в «Студвесне» к примеру. Больше на студенческую жизнь повлиял карантин из-за пандемии коронавируса.

N: — Как относятся к вашей научной карьере ваши родственники, друзья?

А.Г.: — Они всегда поддерживают меня во всех начинаниях, наверное, без этого было бы сложнее. Помню, сначала мама не понимала, в какие это экспедиции я езжу, а теперь каждый раз с наступлением весны спрашивает о наших экспедиционных планах и просит взять ее с собой.

N: — А чем вы занимаетесь в экспедициях?

А.Г.: — Берем почвенные образцы и на месте измеряем температуру и влажность почвы, «дыхание» почвы, ну и подобное. И все это происходит на фоне очень красивых мест. В охотхозяйстве животные ходили прямо рядом с нами, пока мы работали. Олень на расстоянии вытянутой руки стоял рядом со мной. В тот раз мы буквально им под копыта заглядывали, чтобы взять пробы, из того самого «копытца». Только воду, конечно не пили. Это братец Иванушка неправильно составил план эксперимента, а мы тщательно готовимся.

N: — Можно ли сказать, что отношение общества к ученым меняется? Эффективна ли популяризация науки?

А.Г.: — Знаю, что количество молодых ученых многократно выросло, все дело в появлении большой поддержки со стороны государства, что очень радует. Приятнее работать, когда понимаешь, что у тебя есть средства и возможности для развития в выбранном тобой направлении. И главное, что это транслируют социальные сети, в том числе у нашего университета существуют странички в «ВКонтакте», «Инстаграме», а также канал в «Телеграме», я считаю, что это эффективно работает в области популяризации науки, особенно среди молодого поколения. Все больше людей понимает, что наука — это важно, и что в этой сфере существует много возможностей. Количество молодых ученых растет!

N: — В чем выражается поддержка?

А.Г.: — Основной поддержкой научной деятельности являются гранты, в которых я пока являюсь только исполнителем под руководством профессоров нашей академии. В будущем надеюсь сама выиграть грант.

N: — Это дает необходимый уровень доходов?

А.Г.: — По меркам студента я живу неплохо, но всегда есть к чему стремиться.

N: — Как складываются отношения с коллегами из других регионов и стран?

А.Г.: — Все ученые открыты к обмену знаниями в области исследований. Наша академия работает с учеными из многих стран, в том числе, например, из Индии. Недавно они опубликовали совместно полученные результаты исследования влияния факторов окружающей среды на распространение уже всем печально известного коронавируса.

N: — Над чем вы работаете сейчас?

А.Г.: — В данный момент мы исследуем влияние животных на экологическое состояние разных типов почв при вольерном содержании. В прошлом году летом ездили в вольерный комплекс ассоциации «Живая природа степи», где взяли образцы почвы, также осенью были в Кундрюченском охотничьем хозяйстве. Сейчас цель — сравнить состояние почвенного покрова на разных объектах, где обитают животные в ограниченных условиях, и разработать рекомендации для устранения существующих проблем деградации растительно-почвенного покрова. В дальнейшем планируем расширять географию, чтобы исследовать как можно больше типов почв, подвергающихся негативному влиянию со стороны животных.

Научный руководитель Анны Гобаровой заместитель председателя диссертационного совета ЮФУ, директор Академии биологии и биотехнологии им. Д. И. Ивановского Камиль Казеев уверен, что исследования крайне актуальны и востребованы:

— Исследования Анны Гобаровой, наряду с большой теоретической значимостью представляют большой интерес для практики. Проблемы благополучия животных и посетителей зоопарков, а также оптимизация среды в зоопарках, заказниках и заповедниках требуют продолжения исследований. Аналогичные исследования в мире отрывочны и разрозненны, что повышает актуальность работы. Будущее Ани зависит от ее решения продолжить или нет после завершения магистратуры научную карьеру. Безусловно, она могла бы совместить исследования с продолжением обучения в аспирантуре. В Академии биологии и биотехнологии им. Д. И. Ивановского ждут таких ярких молодых исследователей и готовы предоставить возможности для самосовершенствования. Высокая научная результативность и трудолюбие Ани помогут ей получить еще множество заслуженных наград!

Просмотров: 2143

Справка

Анна Гобарова

Анне Гобаровой 23 года. Родилась в Ильичевске, Одесская область, Украина. Окончила Академию биологии и биотехнологий им. Д. И. Ивановского ЮФУ. Автор более 20 публикаций. Соавтор монографии, победившей на международной конференции «Ломоносов-2019: XXVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых», победитель университетской конференции «Неделя науки — 2021» в секции «Экология и природопользование», соавтор объекта интеллектуальной деятельности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
«Иванушка стал козленочком потому, что неправильно составил план эксперимента»
Трансформация системы профессионального образования России набирает обороты. Главный вектор — укрепление связи всех уровней образования, от школы до вуза, которые должны работать в единой логике на общий результат. Ключевым элементом на всех этапах реорганизации становится бизнес. Он выступает и в качестве главного заказчика, и партнером подготовки специалистов, готовых к решению сложных производственных задач, к разработке новых прорывных технологических решений. Инструментом задуманного выступают федеральные программы, такие как «Передовые инженерные школы» (ПИШ) — направленные на вузовскую аудиторию, или «Профессионалитет» — нацеленный на рабочую молодежь.
Образование, наука
«Иванушка стал козленочком потому, что неправильно составил план эксперимента»
Представители IT-отрасли считают, что открытие в Ростове «Школы 21» — образовательного проекта Сбера по подготовке специалистов в сфере информационных технологий — позволит жителям региона повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. 
Образование, наука
«Иванушка стал козленочком потому, что неправильно составил план эксперимента»
На территории уникальной живой экспозиции Азовского музея-заповедника 21 июня пройдет культурно-просветительное мероприятие для взрослой и семейной аудитории «Библейские растения».
Образование, наука
«Иванушка стал козленочком потому, что неправильно составил план эксперимента»
Агрохолдинг «Степь» стал партнером образовательно-производственного кластера «АгроГрад» в Краснодарском крае, создаваемого в рамках федеральной программы «Профессионалитет». Проект позволит готовить квалифицированных специалистов для сельского хозяйства по современным стандартам.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.