«Инженер — немного программист, немного изобретатель»
Никита Савышко учится на пятом курсе по специальности «инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи» Южного федерального университета. В рамках Передовой инженерной школы он реализует проект вместе со своей командой.
— Я с детства увлекался технологиями. А где-то в классе седьмом определил для себя, что хочу связать жизнь именно с этой специальностью. К тому же у меня дедушка был инженером. Окончательно выбрал специальность в девятом классе. То есть это было осознанное решение, ни о чем не жалею. Образованием я доволен, — отмечает Никита.
В Передовую инженерную школу он смог попасть, поскольку проявил себя как студент, который хорошо учится и имеет интересы помимо университета, то есть пытается развиваться:
— Меня преподаватели заметили и сделали мне такое предложение — реализовывать проект в команде. Мы ее сформировали, сейчас она состоит из пяти человек. Еще у нас есть куратор — это преподаватель из Южного федерального университета. Тема, которой мы занимаемся, называется «Разработка макета системы связи программно определяемой радиосистемы».
По словам Никиты, если говорить простыми словами, то при помощи их проекта можно реализовать простые системы передачи радиосигналов. Есть маленький микропроцессор, к нему подключается флешка. Когда идет сканирование пространства, то видео- и аудиопотоки передаются по зашифрованном каналу, поясняет собеседник.
Внутри команды есть разделение задач, они дробятся на небольшие, у каждого своя зона ответственности.
— Я многофункционален, стараюсь в целом проект развивать, также занимаюсь различными организационными задачами. Я выпускаюсь следующим летом, а сам проект заканчивается где-то в октябре или в ноябре, — говорит Никита.
Что касается работы мечты, то, по его словам, можно получать приличную зарплату и в абсолютно неизвестных компаниях. Но в целом ему нравится инфраструктура «Гугла», «Эппла», «Яндекса».
По его словам, самым лучшим инженером был изобретатель радио Александр Попов, а в мире — Леонардо да Винчи. Также Никита вспомнил Николу Теслу.
— Инженер — это, по моему мнению, человек, который пытается что-то изобрести, он разбирается в электронике, стараясь внести свой вклад, подарить миру что-то новое, — считает Никита.
Кроме учебы он также интересуется спортивной сферой:
— Я тренер по армрестлингу, в этой сфере мне интересно развиваться. Раньше занимался тяжелой атлетикой, но перестал из-за травм. А что касается армрестлинга, то это очень интересный спорт, люди ходят, занимаются. Пока я нахожусь в университете, то хочу как можно сильнее развить это направление, чтобы, когда я ушел, кто-то остался, кто будет людей тренировать.
Возвращаясь к теме профессиональной деятельности, как замечает Никита, сейчас в России есть нехватка программистов и инженеров:
— При этом, например, радиоинженерия стремительно развивается, в частности в сфере спутниковой системы связи. В целом профессия инженера престижная и достаточно высокооплачиваемая. Например, в ростовских научно-исследовательских институтах специалисты, которые работают на языке программирования MatLab, могут получать 150-200 тысяч рублей в месяц. И это не на самой высокой должности.
MatLab находится, по словам Никиты, на седьмом месте в мире по популярности, хотя это в основном инженерный язык программирования.
— Инженер же немного программист, немного изобретатель, — говорит он.
Отвечая на вопрос о своих мечтах, Никита отметил, что хочет семью, достаток, спокойную жизнь и домик в лесу с камином.
Передовая инженерная школа Южного федерального университета называется «Инженерия киберплатформ». В ее составе образованы дивизионы (отделы) «Приборы, комплексы и системы» и «Киберфизические платформы», образовательная деятельность которых базируется на реализации бакалаврских и магистерских образовательных программ по направлениям подготовки «Мехатроника и робототехника» «Электроэнергетика и электротехника» и другие.
При Передовой инженерной школе есть наблюдательный совет, в состав которого входят представители высокотехнологичных компаний — партнеров Передовой инженерной школы, ректор университета и представители Российской академии наук.
Среди задач Передовой инженерной школы — создание и усовершенствование условий подготовки высококвалифицированных кадров высокопроизводительного сектора экономики.
Ключевая цель развития взаимодействия с ведущими компаниями — партнерами школы («Ростех», «Элемент») связана с созданием как новой совместной с индустриальными партнерами исследовательской инфраструктуры, так и научно-производственных площадок, организованных вместе с индустриальными партнерами для создания демонстраторов новых технологий, прототипов изделий и платформенных решений высокого уровня готовности. Также на площадках индустриальных партнеров пройдет переобучение команды преподавателей, исследователей и инженеров Передовых школ для разработки перспективных образовательных продуктов и подготовки по компетенциям, востребованным партнерами.