г. Ростов-на-Дону
06 декабря 2025 11:22:20
76.09
88.7

В ДГТУ особые дети учатся жить и творить

С начала учебного года в ДГТУ на базе Регионального комплекса для одаренных детей и молодежи Ростовской области стартовал проект «особое детство». Его задача — помочь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в социально-психологической адаптации. Помимо этого университет модернизировал систему дополнительного образования. Теперь занятия в «детском университете» ДГТУ доступны и детям с ОВЗ.

К созданию специальных программ и занятий для особых детей и внедрению инклюзивного образования кураторов «Детского университета» подтолкнули родители.

— У нас есть семьи, в которых один ребенок здоров, а другой имеет определенные особенности развития. Поэтому мы поняли, что есть необходимость открыть направления, связанные с образованием для особых детей, — рассказывает и. о. проректора по учебной работе и непрерывному образованию, кандидат биологических наук Светлана Пономарева.

В зависимости от состояния здоровья с детьми занимаются танцами, художественным творчеством, ритмикой, развивают мелкую моторику рук, равновесие, координацию движений.

Проект «Особое детство» рассчитан на детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение ведется по четырем направлениям: коррекционно-развивающее, компенсирующее, психолого-педагогическое и художественно-эстетическое. Выбор программы зависит от потребностей ребенка в соответствии с диагнозом. Психологи помогают выбрать лучшую программу. Занятия проходят в основном в игровой форме. Преподаватель Александр Левин говорит, что в первую очередь его задача — адаптировать детей к совместному пребыванию со сверстниками и взрослыми. В зависимости от состояния здоровья с детьми занимаются танцами, художественным творчеством, ритмикой, развивают мелкую моторику рук, равновесие, координацию движений и т. д. Их учат навыкам, необходимым для жизни в обществе: ждать очереди, запоминать имена друг друга, вежливо просить о чем-то.

Александр Левин верит в то, что подобная система занятий может быть ступенькой к совместному обучению здоровых детей, детей-аутистов и детей с синдромом Дауна.

Мама ребенка-аутиста считает, что пока особых детей социум выделяет в отдельный круг. Найти какое-либо образовательное учреждение, где ее сын мог бы заниматься со здоровыми детьми, ей не удалось:

— Из частного детского сада нас просто попросили уйти. В первую очередь начали возражать родители, говорили, что ребенок ведет себя «не так», что он мешает, воспитатель уделяет ему много времени, а их детям — меньше. Они не понимают, как для него важно контактировать со здоровыми ребятишками. Если они будут заинтересованы хоть как-то ему помочь, будут звать гулять, брать за руку, вместе что-то делать, то у него будет шанс, — говорит Елена Князева.

Суть проекта «Особое детство» в том, чтобы в рамках курса обучения в зависимости от особенностей здоровья дать и образовательный модуль, и творческую составляющую, и психологическую, подчеркивает Светлана Пономарева:

— В группе аутистов мамы создали творческий ансамбль. Они поют, ставят сказки вместе с детьми. В проекте сейчас принимают участие около 30 детей. К каждому стараются найти индивидуальный подход.

— В наших планах — сформировать бюджетные группы, но большого количества детей с ОВЗ мы взять не сможем. Если начнем гнаться за количеством, сразу потеряем в качестве и эффективности. Максимальное число детей, которых мы сможем взять на следующий год, — это 50–60 человек, — говорит Светлана Пономарева.

С начала учебного года в группах «Детского университета» вместе со здоровыми детьми учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Идея состоит в том, чтобы дать им непрерывное образование. Программа курсов рассчитана таким образом, что поступить в «университет» можно в 4 года, а окончить его — в 14 лет.

Перед тем как попасть в смешанную группу, дети проходят собеседование с психологом и посещают индивидуальные занятия. Начальник отдела довузовской подготовки ДГТУ Марина Луганцева поясняет, что психолог помогает определить, к чему у ребенка есть способности, и советует родителям, какой модуль лучше подойдет.

Дмитрий Монмарь, сын которого передвигается в инвалидной коляске, рассказывает:

— Мальчишка у нас не ходит, но психически сохранен и вполне адекватен, поэтому мы решили развивать ребенка в техническом, математическом направлениях, в том, что связано с компьютерными технологиями. В этой сфере возможно найти дистанционную работу. Ребенок ходит в общеобразовательную школу, но там в классе 25 человек, учитель, естественно, не успевает позаниматься с каждым, а сыну нужно отдельное внимание. Поэтому, когда нашли в ДГТУ вариант занятий в группе из 6–7 человек, решили попробовать. Мы стали ходить на математику и робототехнику только в ноябре, но результат очевиден уже сейчас. Развивается пространственное мышление.

Преподаватель смешанной группы Виктория Курбанова говорит, что инклюзивное образование помогает не только детям с ОВЗ, но и здоровым сверстникам при развитии их социальных качеств:

— У ребят без особенностей здоровья воспитываются терпение друг к другу, толерантность, понимание, они с удовольствием помогают ребенку с ОВЗ, когда у него что-то не получается. Они видят, что в нашем мире есть разные люди, и с ограниченными возможностями тоже. Дети должны понимать, что они такие же люди, как и мы.

Просмотров: 27739

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Образование, наука
В ДГТУ особые дети учатся жить и творить
Ученые ЮФУ экспериментально доказали, что широко используемые в сельском хозяйстве пестициды даже в малых дозах могут представлять скрытую угрозу для почвенных бактерий. Более точный биоскрининг показывает, что безопасные для растений препараты у микроорганизмов, которые отвечают за здоровье почвы, вызывают окислительный стресс, повреждают ДНК, резко усиливают частоту мутаций.
Образование, наука
В ДГТУ особые дети учатся жить и творить
Прошедшим летом ученые из Ростова и Краснодара раскопали часть скелета мамонта недалеко от Абинска. Открытие стало возможно благодаря оперативному сигналу от местных жителей, обнаруживших древние кости. Заведующий лаборатории палеогеографии Южного научного центра РАН кандидат биологических наук Вадим Титов рассказал, что российская палеонтология испытывает серьезный дефицит кадров, и помощь энтузиастов очень актуальна.
Образование, наука
В ДГТУ особые дети учатся жить и творить
АНО «ФИРОН» завершила реализацию масштабного образовательного проекта 2025 года — «Школьные лаборатории. Абхазия», созданного при поддержке Фонда президентских грантов.
Образование, наука
В ДГТУ особые дети учатся жить и творить
4 декабря 2025 года в коворкинге «Рубин» (пр. Театральный, 85) состоится Образовательный инновационный форум — итоговое мероприятие Инновационного бизнес-акселератора 2025, организованного департаментом экономики г. Ростова-на-Дону и АНО «ФИРОН».

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.