г. Ростов-на-Дону
14 ноября 2024 01:35:29
97.96
104.25

«В этом учебном году мы увидели результаты маркетинговой стратегии ЮФУ»

В нынешнем году Южный федеральный университет увеличил количество принятых на обучение иностранных студентов и зафиксировал рост популярности разработанных ЮФУ онлайн-курсов. Врио ректора университета Инна Шевченко связывает эти результаты с большей активностью вуза по продвижению своих образовательных услуг на глобальном рынке и в цифровом пространстве.

В следующем учебном году ЮФУ запустит в рамках приоритетного национального проекта «Единое цифровое пространство» 20 новых онлайн-курсов. По словам Инны Шевченко, университет планирует развивать данное направление работы, в том числе в рамках сотрудничества с другими вузами, программ дополнительного образования и профессиональной переподготовки при подготовке кадров для цифровой экономики.

N: — В феврале СМИ сообщали, что в нынешнем году ЮФУ планирует сохранить объем финансирования научных исследований на прошлогоднем уровне, несмотря на то что Минобрнауки выделит университету на эти цели меньше средств. Компенсировать это планировалось за счет грантов и развития сотрудничества с промышленными предприятиями. Насколько успешно ведется эта работа?

И.Ш.: — Да, объем финансирования научно-исследовательской деятельности ЮФУ в 2019 году, как и в предыдущем, составит около 1,75 млрд рублей. Крупнейшим источником средств станут НИОКР в интересах промышленности — на эту статью доходов придется около 765 млн рублей. Запланированный объем грантов Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда — около 280 млн рублей. Но это всего на 8 млн рублей больше, чем эти фонды выделили ЮФУ в прошлом году, поэтому, конечно, снижение объемов финансирования со стороны министерства мы будем компенсировать в первую очередь за счет более активного сотрудничества с бизнесом. Ключевые отрасли для нас — промышленная робототехника, автоматизация в АПК, информационные технологии. Кроме того, мы планируем получить 25 млн рублей в рамках международных исследовательских проектов и зарубежных грантовых программ.

N: — Насколько ЮФУ умеет коммерциализировать свои фундаментальные исследования?

И.Ш.: — Я считаю, что на данный момент нельзя сказать, что мы это делаем достаточно хорошо. У нашего университета есть серьезные наработки в области управления интеллектуальной собственностью и перспективы создания цифровых решений для продажи наших разработок через систему лицензионных соглашений. Важный вопрос — формирование маркетинговой стратегии. Сейчас наши исследования зачастую понятны только их авторам. Нужно учиться говорить с инвестором на понятном ему языке. Необходимо выстроить цепочку управления коммерциализацией исследований, чтобы иметь возможность объяснить, откуда взялась та или иная задача, почему мы именно так ее сформулировали и как решили, проверили ли через систему патентного поиска. Эта работа ведется. Около полутора лет назад мы создали отдельную рабочую группу, которая занимается формированием маркетинговой стратегии ЮФУ. В нынешнем году мы ощутили первые результаты от реализации маркетинговых решений в сфере продвижения наших образовательных услуг за рубежом и в системе онлайн.

N: — На «Курсере» и других образовательных онлайн-платформах курсы ЮФУ представлены довольно скромно.

И.Ш.: — На таких ресурсах мы стремимся представлять уникальные курсы. Если говорить о «Курсере», то это международная платформа, на ней мы размещаем в основном языковые программы. Например, мы разработали на базе Международного центра образования и иберо-американских исследований ЮФУ целую линейку образовательных технологий для изучения испанского языка и русского как иностранного. Эти методические разработки и вошли в онлайн-курсы, которые мы выложили на глобальных цифровых образовательных платформах. При этом у нас есть еще 14 онлайн-курсов, доступных в цифровой образовательной среде, — это приоритетный государственный проект в сфере образования, который объединяет 26 общероссийских цифровых платформ и дает возможность доступа к онлайн-курсам, размещенным на каждой из них, в режиме одного окна. ЮФУ является одним из 10 региональных центров по реализации этого проекта, мы ведем эту работу третий год и уже перешли к проектированию онлайн-курсов не только для себя, но и для вузов — партнеров юга России. При необходимости мы оказываем им полное консультационное и экспертное сопровождение создания онлайн-курсов, а также проводим обучение специалистов вузов и заведений среднего профессионального образования онлайн-технологиям в образовательном процессе. На данный момент по этим программам обучение прошли уже свыше 700 человек.

N: — Вы планируете развивать онлайн-образование в ЮФУ?

И.Ш.: — Да. В начале этого учебного года мы провели конкурсный отбор новых программ, провели их внешнюю экспертизу и с 1 сентября запустим еще 20 онлайн-курсов. Мы изучили этот рынок и понимаем, что должны не просто выложить в цифровую среду сам курс, но и обеспечить его сопровождение — технологическое, методологическое, тьюторское, чтобы каждый студент мог получить консультацию преподавателя и техническую поддержку. При планировании расширения линейки онлайн-курсов мы стремились охватить все ключевые предметные направления ЮФУ: инженерные и естественные науки, педагогику и психологию, архитектуру и искусство, общественные науки. Мы уверены, что многие из этих курсов будут очень востребованы. Например, информационная безопасность, гидроакустика, радиофизика. В данном случае речь идет о полных предметных курсах по направлениям, в которых компетенции нашего университета являются редкими или даже уникальными. Это само по себе обеспечивает им конкурентоспособность. Есть и другие направления развития. Онлайн-курсы могут быть составляющей частью образовательных программ других университетов, не располагающих необходимыми компетенциями. Например, мы можем обеспечить возможность студентам вуза-партнера пройти курс лабораторных работ по проектированию отдельных видов приборов, скажем бортовых устройств. Большие перспективы у онлайн-обучения в дополнительном профессиональном образовании. Мы активно работаем над созданием таких программ и над тем, чтобы перевести их в онлайн.

N: — С развитием образовательных онлайн-технологий классическое высшее образование сохранит свои позиции?

И.Ш.: — Безусловно, сохранит. В условиях стремительно расширяющихся потоков информации, изменяющейся конъюнктуры на рынке труда, быстрого устаревания знаний роль университета становится как никогда универсальной — научить учиться. Не хочу говорить банальностей, но классическое образование — важный фундамент, в том числе для реализации популярной сейчас концепции life-long learning, обучения на протяжении всей жизни. В принципе, система непрерывного обучения в том или ином виде действовала всегда в виде курсов повышения квалификации и т. п., это было при плановой экономике и есть сейчас. Задача университетов — сохранить глубину и фундаментальность классического университетского образования и развивать всю систему во взаимодействии с актуальными потребностями работодателей и общества. Роль преподавателя, учителя будет только возрастать, но способ подачи материала, технологии и форма передачи знаний неизбежно будут модернизироваться. Университетское образование не должно представлять собой только чтение лекций на материале, который знает преподаватель. Должна быть создана и постоянно поддерживаться обратная связь, система взаимоотношений между работодателями и конкретными кафедрами, чьи выпускники интересуют те или иные предприятия как потенциальные сотрудники. Это позволяет выстраивать систему дополнительного образования и профессиональной переподготовки с учетом новых технологий. Таких возможностей для доступа к ним, как у университетов, нет нигде. Поэтому вузы сохранят свою роль в качестве образовательных центров, способных предложить новые возможности каждому. И речь идет не только о возможностях освоения новых навыков для карьерного роста. Существует и запрос со стороны общества. Например, на базе Инженерно-технологической академии ЮФУ в Таганроге уже несколько лет работает Школа кода. Она создавалась много лет назад как профориентационный проект для школьников, а сейчас на каждое входное тестирование туда приходит более 200 человек в возрасте от 10 до 55 лет. Даже представители старших поколений хотят осваивать новые компетенции, и вместо того чтобы после выхода на пенсию сидеть без дела и ругать детей за то, что они редко их навещают, ищут возможность встроиться в современный мир, который все сильнее цифровизируется.

N: — Если говорить о цифровизации, то как система высшего образования в целом и ЮФУ в частности реагируют на задачи по подготовке кадров для цифровой экономики, которые государство ставит перед ними в рамках одноименной национальной программы?

И.Ш.: — Вопрос построения цифровой экономики — очень обширный, можно долго дискутировать на тему того, мы ее еще строим или мы в ней уже живем. С точки зрения подготовки кадров ФЦП «Цифровая экономика» предусматривает, что ежегодной российские вузы будут выпускать 120 тысяч IT-специалистов. То есть речь идет именно о выпускниках инженерных специальностей, связанных с информационными технологиями. Между тем в дорожных картах развития «Национальной технологической инициативы» большое внимание уделяется подготовке не только айтишников, технологов, инженеров, но и юристов. Потому что сейчас нет ни практики, ни системы нормативно-правового регулирования тех экономических отношений, которые будут складываться в цифровой экономике. Кто будет являться ее субъектами? Какими должны быть свойства интеллектуального капитала? Простой пример: согласно Марксу, в промышленном экономическом укладе добавленная стоимость формируется за счет неоплаченного труда работников. А в цифровой экономике с ее высоким уровнем автоматизации? Все это вопросы, на которые должны дать ответ специалисты.

N: — Какие компетенции являются с точки зрения цифровой экономики универсальными, необходимыми представителю любой специальности?

И.Ш.: — Абсолютно универсальные навыки связаны, конечно, с поиском, верификацией и анализом информации. В наши дни мы постоянно имеем дело с колоссальными информационными потоками, поэтому просто необходимо уметь выбрать из них главное и сделать на основании этих данных правильные выводы. Что же касается преподавания цифровых компетенций в ЮФУ, то мы для себя делим их на три уровня по горизонтали и по вертикали. По вертикали первый уровень — базовые навыки в сфере IT для специальностей, не связанных с информационными технологиями напрямую. Мощные программные продукты сейчас применяются и в экономике, и в архитектуре, и даже в гуманитарных науках — в журналистике, психологии. Второй уровень — подготовка IT-специалистов, куда мы относим не только программистов, но и специалистов по телекоммуникациям, искусственному интеллекту, мехатронике и робототехнике и, конечно, тех, кому предстоит создавать аппаратную и элементную базу цифровой экономики — инженеров, физиков, химиков. Наконец, третий уровень — высокий hi-tech, поддержка и развитие лабораторий, занятых в области искусственного интеллекта, больших данных, генной инженерии, биоинформатики. Это продвинутый уровень, на котором идет подготовка аспирантов, развитие научных исследований, создание центров цифровых технологий и новых материалов.

По горизонтали же процесс трансляции цифровых компетенций тоже делится на три направления. Первое — подготовка специалистов для преподавания соответствующих навыков. Второе — профессиональная переподготовка, в том числе в интересах зарубежных заказчиков. Например, сейчас мы ведем переговоры с китайскими компаниями о том, чтобы на базе ЮФУ прошли переподготовку и стажировку 50 их сотрудников. Наконец, третья группа — дополнительное образование для всех желающих повысить свою цифровую грамотность и открыть перед собой новые возможности в цифровой экономике.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Образование, наука
Для тех, кто увлечен ботаникой или, напротив, никак не вникнет в предмет, в Ботаническом саду ЮФУ подготовили программу «Биотехнология растений».
Банки
18 декабря банк «Центр-инвест» и Фонд целевого капитала «Образование и наука ЮФО» вручили именную стипендию 400 лучшим студентам 17 вузов юга России. Каждый из них получил стипендию в размере 20 тысяч рублей, а также сертификат на льготный кредит по ставке 8% годовых для старта своего бизнеса.
Инновации
«В этом учебном году мы увидели результаты маркетинговой стратегии ЮФУ»
7 февраля состоялась презентация нового корпуса «Наука» Донского государственного технического университета (ДГТУ), который призван создать условия для развития инновационной деятельности, он разместился на площади более 1,5 тыс. квадратных метров.
Образование, наука
Академик Владимир Минкин в рамках заседания Ученого совета ЮФУ прочел традиционную лекцию «Наиболее значимые достижения мировой науки за год». Слушатели также смогли узнать о главных успехах Южного федерального университета в 2018 году.
Образование, наука
Ученые ЮФУ рассказали о том, как превратить отходы в удобрения и как диагностировать опасные заболевания с помощью крыс.
Просмотров: 9791

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Клуб N
«В этом учебном году мы увидели результаты маркетинговой стратегии ЮФУ»
В многодетную семью Шкуро София и Анастасия попали в двухлетнем возрасте. Им грозила инвалидность, в том числе из-за умственной отсталости. Родительская любовь сделала невозможное: сейчас девочки не только прекрасно учатся в школе, но и серьезно занимаются спортом. Елена Шкуро рассказала удивительную историю своей большой семьи.
Клуб N
«В этом учебном году мы увидели результаты маркетинговой стратегии ЮФУ»
Приемной семье Натальи Болотовой и Александра Шуха в этом году исполнилось 8 лет. В ней двое родных и 8 приемных детей, один из них — «солнечный», с синдромом Дауна. Об истории семьи, о том, какие качества родителям помогают адаптировать детей со сложной судьбой, рассказала мама, Наталья Болотова.
Клуб N
«В этом учебном году мы увидели результаты маркетинговой стратегии ЮФУ»
Сергей Шквара имеет опыт воспитания 13 приемных детей, в том числе в одиночку. Он живет в деревне Петровка (Мясниковский район Ростовской области). Здесь находится небольшая православная деревня для многодетных семей, воспитывающих приемных детей. Она появилась в 2009 году.
Клуб N
«В этом учебном году мы увидели результаты маркетинговой стратегии ЮФУ»
Отец Алексей Климентов — настоятель храма в селе Сальского района Ростовской области, его супруга, матушка Светлана, — директор воскресной школы, регент церковного хора. Вместе они воспитали 6 родных и 12 приемных детей. В этом году их семья была награждена медалью ордена «Родительская слава». По мнению Светланы Климентовой, важные качества приемных родителей — терпение, принятие любого человека таким, какой он есть, а еще важна вера.