«В этом учебном году мы увидели результаты маркетинговой стратегии ЮФУ»
В нынешнем году Южный федеральный университет увеличил количество принятых на обучение иностранных студентов и зафиксировал рост популярности разработанных ЮФУ онлайн-курсов. Врио ректора университета Инна Шевченко связывает эти результаты с большей активностью вуза по продвижению своих образовательных услуг на глобальном рынке и в цифровом пространстве.
В следующем учебном году ЮФУ запустит в рамках приоритетного национального проекта «Единое цифровое пространство» 20 новых онлайн-курсов. По словам Инны Шевченко, университет планирует развивать данное направление работы, в том числе в рамках сотрудничества с другими вузами, программ дополнительного образования и профессиональной переподготовки при подготовке кадров для цифровой экономики.
N: — В феврале СМИ сообщали, что в нынешнем году ЮФУ планирует сохранить объем финансирования научных исследований на прошлогоднем уровне, несмотря на то что Минобрнауки выделит университету на эти цели меньше средств. Компенсировать это планировалось за счет грантов и развития сотрудничества с промышленными предприятиями. Насколько успешно ведется эта работа?
И.Ш.: — Да, объем финансирования научно-исследовательской деятельности ЮФУ в 2019 году, как и в предыдущем, составит около 1,75 млрд рублей. Крупнейшим источником средств станут НИОКР в интересах промышленности — на эту статью доходов придется около 765 млн рублей. Запланированный объем грантов Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда — около 280 млн рублей. Но это всего на 8 млн рублей больше, чем эти фонды выделили ЮФУ в прошлом году, поэтому, конечно, снижение объемов финансирования со стороны министерства мы будем компенсировать в первую очередь за счет более активного сотрудничества с бизнесом. Ключевые отрасли для нас — промышленная робототехника, автоматизация в АПК, информационные технологии. Кроме того, мы планируем получить 25 млн рублей в рамках международных исследовательских проектов и зарубежных грантовых программ.
N: — Насколько ЮФУ умеет коммерциализировать свои фундаментальные исследования?
И.Ш.: — Я считаю, что на данный момент нельзя сказать, что мы это делаем достаточно хорошо. У нашего университета есть серьезные наработки в области управления интеллектуальной собственностью и перспективы создания цифровых решений для продажи наших разработок через систему лицензионных соглашений. Важный вопрос — формирование маркетинговой стратегии. Сейчас наши исследования зачастую понятны только их авторам. Нужно учиться говорить с инвестором на понятном ему языке. Необходимо выстроить цепочку управления коммерциализацией исследований, чтобы иметь возможность объяснить, откуда взялась та или иная задача, почему мы именно так ее сформулировали и как решили, проверили ли через систему патентного поиска. Эта работа ведется. Около полутора лет назад мы создали отдельную рабочую группу, которая занимается формированием маркетинговой стратегии ЮФУ. В нынешнем году мы ощутили первые результаты от реализации маркетинговых решений в сфере продвижения наших образовательных услуг за рубежом и в системе онлайн.
N: — На «Курсере» и других образовательных онлайн-платформах курсы ЮФУ представлены довольно скромно.
И.Ш.: — На таких ресурсах мы стремимся представлять уникальные курсы. Если говорить о «Курсере», то это международная платформа, на ней мы размещаем в основном языковые программы. Например, мы разработали на базе Международного центра образования и иберо-американских исследований ЮФУ целую линейку образовательных технологий для изучения испанского языка и русского как иностранного. Эти методические разработки и вошли в онлайн-курсы, которые мы выложили на глобальных цифровых образовательных платформах. При этом у нас есть еще 14 онлайн-курсов, доступных в цифровой образовательной среде, — это приоритетный государственный проект в сфере образования, который объединяет 26 общероссийских цифровых платформ и дает возможность доступа к онлайн-курсам, размещенным на каждой из них, в режиме одного окна. ЮФУ является одним из 10 региональных центров по реализации этого проекта, мы ведем эту работу третий год и уже перешли к проектированию онлайн-курсов не только для себя, но и для вузов — партнеров юга России. При необходимости мы оказываем им полное консультационное и экспертное сопровождение создания онлайн-курсов, а также проводим обучение специалистов вузов и заведений среднего профессионального образования онлайн-технологиям в образовательном процессе. На данный момент по этим программам обучение прошли уже свыше 700 человек.
N: — Вы планируете развивать онлайн-образование в ЮФУ?
И.Ш.: — Да. В начале этого учебного года мы провели конкурсный отбор новых программ, провели их внешнюю экспертизу и с 1 сентября запустим еще 20 онлайн-курсов. Мы изучили этот рынок и понимаем, что должны не просто выложить в цифровую среду сам курс, но и обеспечить его сопровождение — технологическое, методологическое, тьюторское, чтобы каждый студент мог получить консультацию преподавателя и техническую поддержку. При планировании расширения линейки онлайн-курсов мы стремились охватить все ключевые предметные направления ЮФУ: инженерные и естественные науки, педагогику и психологию, архитектуру и искусство, общественные науки. Мы уверены, что многие из этих курсов будут очень востребованы. Например, информационная безопасность, гидроакустика, радиофизика. В данном случае речь идет о полных предметных курсах по направлениям, в которых компетенции нашего университета являются редкими или даже уникальными. Это само по себе обеспечивает им конкурентоспособность. Есть и другие направления развития. Онлайн-курсы могут быть составляющей частью образовательных программ других университетов, не располагающих необходимыми компетенциями. Например, мы можем обеспечить возможность студентам вуза-партнера пройти курс лабораторных работ по проектированию отдельных видов приборов, скажем бортовых устройств. Большие перспективы у онлайн-обучения в дополнительном профессиональном образовании. Мы активно работаем над созданием таких программ и над тем, чтобы перевести их в онлайн.
N: — С развитием образовательных онлайн-технологий классическое высшее образование сохранит свои позиции?
И.Ш.: — Безусловно, сохранит. В условиях стремительно расширяющихся потоков информации, изменяющейся конъюнктуры на рынке труда, быстрого устаревания знаний роль университета становится как никогда универсальной — научить учиться. Не хочу говорить банальностей, но классическое образование — важный фундамент, в том числе для реализации популярной сейчас концепции life-long learning, обучения на протяжении всей жизни. В принципе, система непрерывного обучения в том или ином виде действовала всегда в виде курсов повышения квалификации и т. п., это было при плановой экономике и есть сейчас. Задача университетов — сохранить глубину и фундаментальность классического университетского образования и развивать всю систему во взаимодействии с актуальными потребностями работодателей и общества. Роль преподавателя, учителя будет только возрастать, но способ подачи материала, технологии и форма передачи знаний неизбежно будут модернизироваться. Университетское образование не должно представлять собой только чтение лекций на материале, который знает преподаватель. Должна быть создана и постоянно поддерживаться обратная связь, система взаимоотношений между работодателями и конкретными кафедрами, чьи выпускники интересуют те или иные предприятия как потенциальные сотрудники. Это позволяет выстраивать систему дополнительного образования и профессиональной переподготовки с учетом новых технологий. Таких возможностей для доступа к ним, как у университетов, нет нигде. Поэтому вузы сохранят свою роль в качестве образовательных центров, способных предложить новые возможности каждому. И речь идет не только о возможностях освоения новых навыков для карьерного роста. Существует и запрос со стороны общества. Например, на базе Инженерно-технологической академии ЮФУ в Таганроге уже несколько лет работает Школа кода. Она создавалась много лет назад как профориентационный проект для школьников, а сейчас на каждое входное тестирование туда приходит более 200 человек в возрасте от 10 до 55 лет. Даже представители старших поколений хотят осваивать новые компетенции, и вместо того чтобы после выхода на пенсию сидеть без дела и ругать детей за то, что они редко их навещают, ищут возможность встроиться в современный мир, который все сильнее цифровизируется.
N: — Если говорить о цифровизации, то как система высшего образования в целом и ЮФУ в частности реагируют на задачи по подготовке кадров для цифровой экономики, которые государство ставит перед ними в рамках одноименной национальной программы?
И.Ш.: — Вопрос построения цифровой экономики — очень обширный, можно долго дискутировать на тему того, мы ее еще строим или мы в ней уже живем. С точки зрения подготовки кадров ФЦП «Цифровая экономика» предусматривает, что ежегодной российские вузы будут выпускать 120 тысяч IT-специалистов. То есть речь идет именно о выпускниках инженерных специальностей, связанных с информационными технологиями. Между тем в дорожных картах развития «Национальной технологической инициативы» большое внимание уделяется подготовке не только айтишников, технологов, инженеров, но и юристов. Потому что сейчас нет ни практики, ни системы нормативно-правового регулирования тех экономических отношений, которые будут складываться в цифровой экономике. Кто будет являться ее субъектами? Какими должны быть свойства интеллектуального капитала? Простой пример: согласно Марксу, в промышленном экономическом укладе добавленная стоимость формируется за счет неоплаченного труда работников. А в цифровой экономике с ее высоким уровнем автоматизации? Все это вопросы, на которые должны дать ответ специалисты.
N: — Какие компетенции являются с точки зрения цифровой экономики универсальными, необходимыми представителю любой специальности?
И.Ш.: — Абсолютно универсальные навыки связаны, конечно, с поиском, верификацией и анализом информации. В наши дни мы постоянно имеем дело с колоссальными информационными потоками, поэтому просто необходимо уметь выбрать из них главное и сделать на основании этих данных правильные выводы. Что же касается преподавания цифровых компетенций в ЮФУ, то мы для себя делим их на три уровня по горизонтали и по вертикали. По вертикали первый уровень — базовые навыки в сфере IT для специальностей, не связанных с информационными технологиями напрямую. Мощные программные продукты сейчас применяются и в экономике, и в архитектуре, и даже в гуманитарных науках — в журналистике, психологии. Второй уровень — подготовка IT-специалистов, куда мы относим не только программистов, но и специалистов по телекоммуникациям, искусственному интеллекту, мехатронике и робототехнике и, конечно, тех, кому предстоит создавать аппаратную и элементную базу цифровой экономики — инженеров, физиков, химиков. Наконец, третий уровень — высокий hi-tech, поддержка и развитие лабораторий, занятых в области искусственного интеллекта, больших данных, генной инженерии, биоинформатики. Это продвинутый уровень, на котором идет подготовка аспирантов, развитие научных исследований, создание центров цифровых технологий и новых материалов.
По горизонтали же процесс трансляции цифровых компетенций тоже делится на три направления. Первое — подготовка специалистов для преподавания соответствующих навыков. Второе — профессиональная переподготовка, в том числе в интересах зарубежных заказчиков. Например, сейчас мы ведем переговоры с китайскими компаниями о том, чтобы на базе ЮФУ прошли переподготовку и стажировку 50 их сотрудников. Наконец, третья группа — дополнительное образование для всех желающих повысить свою цифровую грамотность и открыть перед собой новые возможности в цифровой экономике.