«По прочтении армянской классики появилась национальная гордость»
Ростовский девелопер Тигран Казарян осознал свою национальную принадлежность после прочтения исторических романов армянских классиков. Он рад, что в Ростовской области не было национальной дискриминации, представители разных народов живут мирно и не допускают инцидентов, например с участием казаков, как это было в Краснодаре.
Т.К.: — Я родился в Ростовской области. Как и большинство моего поколения из рабоче-крестьянских семей, жил в коммунальной квартире. У нас был большой двор и много детей, осознание национальной принадлежности происходило на бытовом уровне, когда некоторые дети меня называли «армян». Но обид не было. Скажу больше — мой брат Андрей говорил, что он русский, детям же не хочется отличаться от других. Я так никогда не говорил, я знал, что я армянин. Мы здесь выросли, мы едины по духу, мы — ростовчане.
Осознанное отношение к своей национальности пришло, когда я начал читать армянскую классику XIX — начала XX века, переведенную на русский язык. Читать на армянском я так и не научился. Это исторические романы: «Самвел», «Геворг Марзпетуни», «Вардананк». Тогда появились и национальная гордость, и интерес к истории, к которой я до сих пор не равнодушен. Если что-то новое услышу, сразу ищу в интернете. Он очень помогает желающим разобраться. А кто не хочет вникать в историю, верит всему сказанному: например, что немцы на нас напали неожиданно. А то, что мы немцев до этого вооружали 8 лет и все их генералы проходили обучение в рабоче-крестьянской Красной армии — это для них ничего не значит.
N: — Какие обстоятельства и когда привели ваших предков в Ростов?
Т.К.: — Обстоятельства трагические. В следующем году будет столетие геноцида армянского народа. Мой дед и бабушка родились в Западной Армении, которая сейчас осталась у Турции. Они бежали в Армению, потом жили в Тбилиси, снова в Армении, во Владикавказе. Они долго скитались и в 1937 году оказались в х. Шаумян, который был организован в конце 1920-х годов для выходцев из Западной Армении. После войны отца, которому было 15 лет, забрали в фабрично-заводское училище. Он прошел обучение и остался жить в Ростове. Теперь это наша родина.
N: — Где и как начали заниматься бизнесом?
Т.К.: — Мой бизнес начался еще в Советском Союзе. Окончив РИНХ, я стал управляющим Мясниковским отделением банка. Работал там до 1998 года. Потом меня перевели в Ростов управляющим большим отделением — Пролетарским. Случился кризис, я пошел в бизнес. Сначала работал антикризисным управляющим, потом с братьями начали строить первый торговый центр на Красноармейской, потом второй «Вавилон» на Северном.
N: — Когда-нибудь национальность влияла на события в бизнесе?
Т.К.: — Нет, не влияла. По этому признаку Ростов и область очень приличные. Никогда дискриминации, ущемления не было. Я рад, что в Ростове не было волнений даже в самые тяжелые для армян времена. Мы не опустились до того, чтобы пойти бить азербайджанцев. Это повод вспомнить бывшего губернатора Владимира Чуба, который не дал вспыхнуть страстям, хотя горячие головы и обиженные есть всегда. Даже в Краснодаре были волнения и недовольства. Разжечь национальный пожар у нас не смогли ни казаки, ни армяне, ни чеченцы. Разве это правильно, что в Краснодаре казаки стегают нагайками тех, кто им не нравится (инцидент с «Пусси Райот»)? А остальные делают вид, что ничего не слышат, не знают.
N: — Насколько для вас важно сохранять связь с армянским народом?
Т.К.: — Если что-то происходит в Армении, в любом случае больше сопереживаешь, чем если бы то же самое было где-то в другом месте. В последнее время мне нравится ездить в Армению с друзьями в качестве туристов. Самолеты в Ереван летают часто, и рейс хорошо заполнен. Это направление набирает популярность. В этом году наша компания насчитывала 20 человек. Мы сами договариваемся с ереванскими агентствами, нас встречают, возят на интересные экскурсии. Там много древних храмов, исторических мест. Там очень хорошие рестораны. Когда мы поехали на озеро Севан, я предложил заказать в ресторане обед по телефону, чтобы блюда были готовы к нашему приезду. Спрашивают: «Люля из раковых шеек будете?» Все рассмеялись, не поверив, что бывает такое блюдо. Пока его не подали, все считали, что это шутка. Там прекрасная и недорогая еда.
В Ростове у нас есть национальная община, с помощью которой бизнесмены помогают своей нации. Хотя мы помогаем и Русской православной церкви, обществу инвалидов — тем, кто обращается, независимо от национальности.
N: — Следуют ли ваши дети, внуки национальным традициям?
Т.К.: — Наши дети и внуки, к сожалению, по-армянски уже не говорят. Если дети хотя бы понимают речь, то внуки — только отдельные слова. Мои внуки уже и не совсем армяне, наполовину аварцы. Мне кажется, во всех нациях прививают уважение к старшим, любовь к близким, семье — это базовые интернациональные принципы. Другой вопрос, как это получается в каждой отдельно взятой семье.
N: — Какие национальные блюда готовят в вашей семье?
Т.К.: — Пока бабушки живые, это еще сохраняется: толма, ариса и другие.