«На европейских стадионах потрясающая атмосфера»
Сергей Толмачев, директор дивизиона «Юг» ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”», считает главным отличием европейских футбольных матчей от проходящих в России доброжелательный настрой болельщиков и атмосферу праздника. Он планирует посетить игры чемпионата мира — 2018 в Ростове и считает, что их организаторам пригодится опыт стран-соседей, проводивших в этом году футбольный чемпионат Европы.
N: — Бывали ли вы на спортивных соревнованиях европейского или мирового масштаба?
С.Т.: — Я не самый активный болельщик, но тем не менее бывал в разных странах на соревнованиях по различным видам спорта, включая, например, ралли по бездорожью в США. Один из наших титульных брендов, ТМ «Карлсберг», поддерживает футбол — команды «Ливерпуль» и «Арсенал», а также чемпионаты, включая футбольный — Евро-2012. Поэтому мне посчастливилось побывать на домашней игре «Ливерпуля» в рамках чемпионата Англии по футболу и на матче между Грецией и Германией чемпионата Европы по футболу в польском Гданьске. Именно эти соревнования и запомнились больше всего.
N: — Какие впечатления остались от посещения матчей?
С.Т.: — Самые яркие воспоминания, безусловно, связаны с атмосферой на стадионе и сумасшедшей энергетикой, которую не встретишь в других обстоятельствах. На Евро-2012 меня особенно впечатлили болельщики: многие из них приходили на игры в забавных национальных костюмах, с барабанами или другими музыкальными инструментами, а главное — с позитивным настроем по отношению к своей команде, команде-сопернику и даже к ее фанатам.
В дальнем зарубежье, например в США, посещение спортивных соревнований может быть семейным отдыхом. Так, перед началом ралли зрители готовили барбекю на лужайке у стадиона, а затем вместе с детьми наблюдали за любимыми соревнованиями. Пока сложно представить такой подход у нас в стране, но я уверен, что через какое-то время мы тоже придем к подобному культурному времяпрепровождению.
N: — Что обращало на себя внимание в организации соревнований?
С.Т.: — Работа организаторов на матчах Евро-2012 была безупречной. И это притом, что поток зрителей был очень большим: только на игру Греция — Германия пришло около 40 тысяч болельщиков. Но благодаря достаточному количеству входов и выходов не было столпотворения, и уж тем более давки. Меры безопасности были очень серьезными и при этом совсем не навязчивыми, стражи порядка были весьма дружелюбны. Что касается аэропорта, отеля и других мест скопления людей, то я везде встречал доброжелательный англоговорящий персонал, готовый побеседовать на самые разные темы. В отеле и в городе повсюду были памятки, указатели для пешеходов и водителей и другие информационные элементы.
N: — Встречались ли вам интересные примеры того, как местный малый и средний бизнес за границей зарабатывает на спорте?
С.Т.: — На футбольных матчах в Европе распространена практика продажи еды и напитков с мобильных торговых точек, которые сворачивают сразу после игры. В отличие от наших соревнований там нет запрета на продажу пива, и никакого негативного влияния это не оказывает. Распространена и торговля спортивной атрибутикой, а также официальной формой любимых команд. Причем подделок там не встретишь, а продукция гораздо доступнее, чем в России. Среди болельщиков популярна такая услуга, как проход в фан-зону. В отличие от нашей страны это не место, куда фанаты приходят выяснять отношения, а площадка, где играет хороший DJ, проводят разные конкурсы и куда после матча выходят игроки, чтобы пообщаться со зрителями.
N: — Строите ли планы относительно матчей футбольного ЧМ-2018 в Ростове?
С.Т.: — Обязательно постараюсь на них попасть! Надеюсь, что удастся поболеть и за нашу сборную. Вообще, я очень горжусь тем, что Ростов удостоен права проводить матчи чемпионата мира. За многие десятилетия это первое настолько значимое социальное и спортивное событие на юге страны. Думаю, проведение чемпионата даст толчок к развитию спорта и привлечет в регион дополнительные инвестиции. А это, в свою очередь, скажется на простых горожанах.
Организаторам вряд ли стоит изобретать велосипед и пытаться придумать в этой области что-то новое. Намного проще и эффективнее использовать опыт и знания ближайших соседей из Донецка, где проходили матчи Евро-2012.