«От мусорной реформы малый бизнес на вторсырье пострадает»
Руководитель НКО «Ростов — Город Будущего» Алексей Милич рассказал N о том, что привлечь людей к раздельному сбору и переработке вторсырья может стать сложнее.
«Ростов — Город Будущего» («РГБ») — некоммерческая организация, продвигающая идеи оздоровления городской среды, внедрения раздельного сбора и переработки вторсырья. Организация постоянно проводит сбор макулатуры, использованных батареек, организует собственные мероприятия и поддерживает единомышленников. В рамках участия в конкурсе грантов «Доброволец.рф» «РГБ» предлагает молодым предпринимателям задуматься о возможности ведения бизнеса в области переработки вторсырья. При этом Алексей Милич признает, что о прибыли в этом направлении говорить сложно.
N: — Какой проект вы представляете на конкурс?
А.М.: — «Доброволец.рф» — возможность получить грантовую поддержку для различных инициатив, исходящих от молодежи. Мы выбрали самый подходящий из наших проектов — «Экохолл». Его реализует организация «След будущего», а мы обеспечиваем информационную составляющую и обслуживание объектов. Проект направлен на благоустройство территории, а также привлечение внимания к экологии путем внедрения и продвижения раздельного сбора. Специальные пространства — экохоллы — уже появились в помещениях семи факультетов ЮФУ. Мы надеемся на масштабирование путем внедрения таких площадок в ДГТУ, РИНХе и т. д. Проект был запущен еще в мае 2015 года и включал производство и установку экомодулей для сбора макулатуры и батареек. Экохоллы и другие экомодули в рамках акций, проводимых в университетах, являются новым и уникальным предложением, с помощью которого появляется возможность не только делать более мотивированными студентов и администрацию университета, но и привлекать компании в экологическую область. То есть в то место, где компании ранее не видели перспектив, а если и видели, то экология ограничивалась единоразовым субботником, проведенным небольшой группой одного из отделов компании.
N: — И следующим этапом вы задумались о бизнес-составляющей?
А.М.: — Мы поняли, что важно монетизировать проект. Экологические волонтерские проекты нуждаются в финансовой подпитке, а создание своего предпринимательского проекта помогает делать экоинициативы устойчивыми. Небольшие проекты, не требующие крупных инвестиций, способны балансировать на грани окупаемости, но без пожертвований все равно сложно обойтись. Для примера: в 2018 году «РГБ» от продажи вторсырья выручил 216230 рублей. А проведение мероприятий — «Чистые игры», акции по РСО, эконеделели, конкурсы, выставки — потребовали 283180 рублей. Плюс к этому административные расходы, налоги, содержание сайта, сотрудников, затраты на полиграфию. Помогают участие в сторонних проектах, гранты, пожертвования. В сумме за прошлый год доход организации составил 451930 рублей. Понятно, что с точки зрения бизнеса такие суммы выглядят несерьезно. Но у «РГБ» и нет коммерческой составляющей. Мы всегда ставили целью именно заинтересовать тех, кто уже умеет вести бизнес, кто готов вложиться и работать на прибыль.
N: — Это удается?
А.М.: — К сожалению, на фоне мусорной реформы — нет. Мне попадалась статья о том, что в России есть примерно 12000 предприятий — частников, заводов и т. д., — которые занимаются сортировкой, аккумулированием, дроблением и переработкой пластика. Большая часть из них еле справляется, с трудом выходит в ноль, только единицы зарабатывают. У нас в области есть по крайней мере одно предприятие, занимающееся пластиком, которое зарабатывает. Оно находится в Зверево. В условиях мусорной реформы мелкий и средний бизнес, занимающийся вторсырьем, пострадает. Вопрос, как сильно, пока открыт. Но очень показательно, что на одной из встреч властей и общественников кто-то из чиновников сказал, что мы занимаемся «незаконной деятельностью», так как забираем мусор у регоператора. Мы смогли продолжить работу по сбору вторсырья с появлением регоператоров, но ситуация шаткая. Во-первых, люди, которые сдают нам вторсырье, при этом платят за вывоз ТБО оператору. Это совершенно несправедливо и не мотивирует. Во-вторых, мы — не альтернатива регоператору. Сейчас у нас договоренности с четырьмя ТСЖ и примерно с 20 офисами. Мы работаем по договоренности и через заключение договоров. Смотря что хочет клиент. Но о масштабировании речи не идет. Мы на данный момент очень зависим от машин, приобретение и содержание которых — совсем не тот порядок средств, которым мы располагаем. На данный момент у нас стоят 40 боксов под макулатуру, восемь под батарейки, четыре контейнера под стекло, 10 контейнеров под крышки (в рамках акции «Крышки добра»). Все это периодически нужно ремонтировать и обслуживать. При этом привлекать инвесторов или заемные средства мы не решаемся — уже заявлено, что «Чистый город» скоро сам будет ставить свои контейнеры и вывозить.
N: — Будете соперничать за мусор?
А.М.: — Надеюсь, что у них все получится, они найдут пути сдачи самого разного вторсырья, все организуют и будут получать прибыль. Важно, чтобы все это могло работать, как положено — ведь у некоммерческой организации первоначально цель не создать бизнес, а пояснить бизнесу, как сделать хорошо и для города, и для людей, и для себя. Мы взяли на себя эту функцию в очень узких рамках и только потому, что больше некому. Так что мы надеемся не на конкуренцию, а на то, что наш опыт будет востребован и применен.
N: — И он востребован?
А.М.: — Увы, пока нет.
N: — Бизнес увеличивает внимание к теме вторсырья и снижения количества отходов?
А.М.: — Экология сейчас в тренде, и все гонятся за трендом. Сейчас модно называть себя zero waste, даже проводят онлайн-обучение. Но по факту такие люди просто прочитали где-то что-то, услышали модные слова и все. Досадные, но забавные примеры, когда в офис продолжают покупать множество упаковки, пластика и т. д., а потом сдают это все на переработку и при этом считают, что они не производят отходы. Есть в этом одно большое «но»: это не ноль отходов. Остается надеяться, что тема будет и дальше в тренде и люди начнут не только следовать ему, но и задумываться.