«Тихий Дон» — теперь балет и опера
Ростовский музыкальный театр представил мировую премьеру — хореографическую драму «Тихий Дон. Мелехов» композитора Леонида Клиничева. Балет, созданный еще в 1980-е как история любви, превратился в более сложное драматическое произведение. Большую роль в нем играют хор, сценография, кадры кинохроники. Это скорее балет-опера. До этой постановки в Ростове монополию на спектакль по роману Шолохова держал театр драмы им. Горького.
На минувшей неделе в Ростовском музыкальном театре состоялась мировая премьера хореографической драмы «Тихий Дон. Мелехов». Публика ждала постановку: за день до премьеры 30 мая все билеты на эту дату были проданы. Премьерные показы шли три дня, как сообщили в театре, большая часть билетов была распродана в первые дни продаж.
Автор балета — композитор, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Леонид Клиничев. В Ростов Леонид Клиничев переехал в конце 1960-х, когда ему предложили возглавить композиторский факультет нового учебного заведения — Музыкально-педагогического института (ныне — Ростовская государственная консерватория). Первую редакцию балета он написал в начале 1980-х. До этого много лет собирал донские народные песни в экспедициях по верхнему и нижнему Дону и собрал все песни, упомянутые в любимом им романе «Тихий Дон». Есть легенда о том, как через знакомого молодой композитор обратился к Михаилу Шолохову за разрешением написать балет. Тот не ответил ни да, ни нет, но знакомый решил — одобрил. Балет шел на сцене ленинградского Малого театра оперы и балета в постановке Николая Боярчикова. Однако для постановки в Ростовском музтеатре Леонид Клиничев существенно доработал произведение. На встрече с журналистами перед премьерой он сказал, что новую версию считает более завершенной.
— Эта версия отличается от музыки балета «Тихий Дон», здесь много новых номеров, музыка по-другому оркестрована, добавлена огромная партия хора, видно и слышно, что композитор кардинально переработал этот материал, — рассказал на пресс-конференции перед премьерой дирижер-постановщик спектакля, главный дирижер театра Михаил Грановский. — Помимо казачьих песен вы услышите заупокойные православные песнопения, молитву «Отче наш», гимн российской империи Алексея Львова.
По словам Леонида Клиничева, просьба о новой редакции исходила от музтеатра. Художественный руководитель и гендиректор театра Вячеслав Кущев уточнил:
— Та работа, которую сделал Леонид Павлович вместе с Боярчиковым, строилась только на взаимоотношениях Аксиньи и Григория, а когда мы взялись за эту работу, стало понятно, что материал замечательный, но он не вполне соответствует масштабам, мощи произведения.
Создатели спектакля признаются, что постановка поначалу такого крупного произведения вызвала много споров, некоторым, например балетмейстеру Ивану Кузнецову, она казалась и вовсе невозможной, но в итоге решение было найдено: события из романа показаны в ретроспективе, драма состоит из сцен-воспоминаний главного героя Григория Мелихова. Это позволило не следовать за сюжетом, но показать самые важные эпизоды из мирной и военной частей романа, сконцентрировавшись на эмоциях. Это не только балет. Большую роль в спектакле играют сценография, хор, кадры кинохроники. Благодаря синтезу искусств все трагические сцены производят сильное впечатление, артистам балета удается создать образы, которым сопереживаешь. В день, когда корреспондентка N смотрела постановку, роль Григория исполнял Игорь Кочуров, Аксиньи — Елена Чурсина, Натальи — Вероника Кравченко, Петра — Никита Повалихин, Дарьи — Елена Садыхова.
С самого начала и до конца спектакля сохраняется ощущение, что произведение перенесли на сцену те, кто его любит. Кажется (хотя это не так), что все они живут на Дону, хорошо знают донскую культуру и показывают спектакль про своих. Отсюда, к примеру, на сцене появляется арбуз как символ плодовитости, от которой отказывается Наталья. И огромный свадебный стол с бутылками самогона, промеж которого стоят курени и церковь, — как символ того, что на свадьбе гуляет вся деревня (вспомним Маланьину свадьбу, которая произошла именно на Дону, в станице Старочеркасской). В сцене убийства Петра, брата Григория, над артистами вместо солнца зависает красное колесо — отсылка к произведению другого донского писателя, Александра Солженицына.
Как и роман, музыкальная драма «Тихий Дон. Мелихов» имеет сильное гуманистическое звучание, содержит призыв усмирять страсти и уважать ближних, жить с ними в мире.
Пожалуй, это балет, на который лучше идти, имея опыт прочтения романа, хотя авторы постарались максимально облегчить восприятие: на бегущей строке высвечиваются цитаты из романа, которые объясняют, каким событиям посвящена каждая сцена.
Спектакль потребовал привлечения всех сил театра: в постановке участвуют 300 артистов (3 состава).
— Задействован полный состав оркестра, полный состав балета, полный состав хора, миманс и еще человек 50-70 за кулисами, — отметил масштаб постановки Вячеслав Кущев. Он добавил, что оркестровая яма театра с трудом вмещает 100 человек, но на спектакле «Тихий Дон. Мелехов» в ней находится 116 музыкантов.
Основная часть постановочной группы и все артисты — действующие работники театра, но есть и московские звезды: в качестве художника по свету привлечен Иван Виноградов, главный художник по свету в МХТ имени А. П. Чехова. Художником-постановщиком стал народный художник РФ Вячеслав Окунев, много лет он является главным художником Михайловского театра в Санкт-Петербурге, участвовал более чем в 300 постановках в России и за рубежом, столичная пресса пишет о нем как об авторе, чьи работы гарантируют успех балетных постановок.
В Ростове спектакль по роману «Тихий Дон» впервые был поставлен на сцене театра драмы имени Горького в 1975 году, а спустя 40 лет — в 2015 году — он вернулся в театр в постановке Геннадия Шапошникова и до сих пор не сошел со сцены. Этот спектакль получил восторженные отклики столичной прессы и получил Гран-при XIII Международного театрального форума «Золотой Витязь» и золотые дипломы за лучшую сценографию, лучшую музыку и лучшую мужскую роль.