Картины машинным маслом
На минувшей неделе в Третьяковской галерее прошла выставка «Искусство труда». Более 200 художников представили свои работы, посвященные людям рабочих профессий. Инициатором выставки выступил Константин Бабкин, совладелец холдинга «Новое Содружество», в который входят ростовские «Ростсельмаш» и «Эмпилс». Кроме эстетической значимости мероприятия бизнесмен отметил и «практическую»: если труд пропадает с картин, то сфера производства исчезает из фокуса внимания власти и общества.
Выставки картин на тему труда проводятся в рамках фестиваля «Время, вперед!». Призовой фонд в трех номинациях составил более 2 млн руб. Всего на конкурс было прислано более 600 работ. По подсчетам организаторов, выставку посетило около 1 тыс. человек.
С 9 по 14 ноября в Новой Третьяковке прошла выставка «Искусство труда». Кроме ее необычной темы (рабочие профессии) мероприятие интересно тем, что инициировал его известный ростовский бизнесмен, совладелец группы компаний «Новое Содружество» Константин Бабкин.
— Нужно показывать проблематику и эстетику человека труда, — пояснил N г-н Бабкин суть идеи. — Показать труд с красивой стороны. Может, не всегда с красивой, но с правдивой. Эта тема не звучала больше 30 лет. Уже в последние годы советской власти тема ушла из литературы, кино, театра и живописи. И вскоре страна развалилась, и нынешняя пребывает в кризисе. Для того чтобы это изменить, мы задумали фестиваль. Рад, что он получился. Кроме эстетической значимости есть и практическая, что ли. Если человек труда исчезает с картин, то он исчезает и из внимания чиновников и общества в целом. Соответственно, общество перестает созидать.
Желающим художникам была предоставлена возможность посетить крупные заводы и фабрики в российских регионах. Десятки предприятий, готовых принять живописцев, и сегодня представлены на сайте фестиваля «Время, вперед!». Конкурс продолжается.
Жюри, в которое входили представители художественных музеев и искусствоведы, определило победителей в номинациях «Живопись и графика», «Скульптура» и «Цифровой плакат». Общий призовой фонд превышал 2 млн руб. Победителям вручались гранты по 500 тыс. руб.
У бизнесмена есть и свои фавориты среди представленных работ:
— Лично мне понравилась картина с уборщицей. Может, она не очень позитивно выглядит, но притягивает взгляд. И шахтеры. Вертикальная картина, в которой использован черный пластик. Он сверкает, как уголь. Есть, как мне кажется, ощущение угольной шахты. Жаль, репродукция этого полностью не передает. В целом множество достойных картин. Мы более двухсот из них на выставку отобрали. А всего было представлено шестьсот.
Беглый осмотр картин, конечно, не может не вызвать воспоминаний о школе социалистического реализма, которая во времена советской власти цвела пышным цветом не только в живописи, но и в литературе, кино, театре. Константин Бабкин не отрицает эту связь:
— Это действительно похоже на социалистический реализм, который вышел еще из дореволюционного российского реализма. Мы, конечно, не ставим условие рисовать в советской эстетике. Стили мы не диктуем. Но художники не висят в воздухе. Они опираются на традицию. Вольно или невольно. Но это не обязательно соцреализм. Его расцвет пришелся на довоенное время. А вот после войны и в 1960-е годы это уже «суровый» стиль. Вот как раз тот же Дейнека, выставка которого проходит по соседству с нашей, — представитель этой школы. Многие наши картины написаны в «суровом» стиле. Но я без труда отличу современную картину от созданной в советское время. Современные люди изображают современных людей. Это не копирование прошлого, а осмысление этой темы на новом уровне. Я и сам иногда покупаю какие-то картины на тему труда. За последнее время цена на них выросла в несколько раз. Меня радует, что такое искусство начинает пользоваться популярностью.
Победители получат гранты и славу, но возникает вопрос о дальнейшей судьбе представленных работ.
— Я надеюсь, что картины будут куплены, — говорит г-н Бабкин. — Будут висеть в офисах и домах. Это хороший корпоративный подарок для украшения офисного пространства. А кто-то может заказать понравившемуся художнику работу. Так они получат поддержку. У нас на «Ростсельмаше» есть такие картины — в ДК и заводоуправлении. На втором этаже в заводоуправлении штук пятнадцать висит. В течение года будем проводить выставки по регионам. Покажем и в Ростове. Такие планы есть.
Совладелица ростовского Музея современного искусства Елена Левина положительно оценивает деятельность собственников «Ростсельмаша» по продвижению темы человека труда в искусстве:
— Похожая выставка проходила два года назад и в нашем музее во время празднования 90-летия «Ростсельмаша». Она была посвящена истории завода, отраженной в работах донских художников. Был на выставке и бывший гендиректор «Ростсельмаша» Юрий Песков. В советское время у художников были творческие командировки на заводы, стройки и т. п. Их работы покупали музеи. Потом все это прекратилось, и «Ростсельмаш» стал первым заводом, который открыл после 1991 года для художников двери. На нашей выставке один зал был тогда посвящен периоду советской власти, а во втором висели уже современные картины о новейшей истории завода. Если говорить о художественной ценности, то нынешние работы слабее, чем у советских художников. Прервалась традиция, мало осталось преподавателей, и школа соцреализма умерла. Кстати, из-за того что это ушедшая с арены школа и подобного не было нигде в мире, лучшие картины той эпохи оценивают сейчас очень дорого. Но и на нашей выставке были неплохие современные работы. А по поводу одной из картин я даже подумала, что залы перепутали. Очень хорошо, что находятся меценаты, помогающие развиваться этому направлению живописи. Художникам в постсоветское время эта тема была неинтересна, поскольку госфинансирование отменили, а обычные состоятельные граждане подобные картины не покупали. Вообще, это тема музейная, но художественный уровень пока, как правило, немузейный. То есть нынешние музеи это покупают неохотно. Поэтому нужны меценаты.