г. Ростов-на-Дону
22 ноября 2024 20:52:10
100.68
106.08

Картины машинным маслом

На минувшей неделе в Третьяковской галерее прошла выставка «Искусство труда». Более 200 художников представили свои работы, посвященные людям рабочих профессий. Инициатором выставки выступил Константин Бабкин, совладелец холдинга «Новое Содружество», в который входят ростовские «Ростсельмаш» и «Эмпилс». Кроме эстетической значимости мероприятия бизнесмен отметил и «практическую»: если труд пропадает с картин, то сфера производства исчезает из фокуса внимания власти и общества.

Выставки картин на тему труда проводятся в рамках фестиваля «Время, вперед!». Призовой фонд в трех номинациях составил более 2 млн руб. Всего на конкурс было прислано более 600 работ. По подсчетам организаторов, выставку посетило около 1 тыс. человек.

С 9 по 14 ноября в Новой Третьяковке прошла выставка «Искусство труда». Кроме ее необычной темы (рабочие профессии) мероприятие интересно тем, что инициировал его известный ростовский бизнесмен, совладелец группы компаний «Новое Содружество» Константин Бабкин.

— Нужно показывать проблематику и эстетику человека труда, — пояснил N г-н Бабкин суть идеи. — Показать труд с красивой стороны. Может, не всегда с красивой, но с правдивой. Эта тема не звучала больше 30 лет. Уже в последние годы советской власти тема ушла из литературы, кино, театра и живописи. И вскоре страна развалилась, и нынешняя пребывает в кризисе. Для того чтобы это изменить, мы задумали фестиваль. Рад, что он получился. Кроме эстетической значимости есть и практическая, что ли. Если человек труда исчезает с картин, то он исчезает и из внимания чиновников и общества в целом. Соответственно, общество перестает созидать.

Желающим художникам была предоставлена возможность посетить крупные заводы и фабрики в российских регионах. Десятки предприятий, готовых принять живописцев, и сегодня представлены на сайте фестиваля «Время, вперед!». Конкурс продолжается.

Жюри, в которое входили представители художественных музеев и искусствоведы, определило победителей в номинациях «Живопись и графика», «Скульптура» и «Цифровой плакат». Общий призовой фонд превышал 2 млн руб. Победителям вручались гранты по 500 тыс. руб.

У бизнесмена есть и свои фавориты среди представленных работ:

— Лично мне понравилась картина с уборщицей. Может, она не очень позитивно выглядит, но притягивает взгляд. И шахтеры. Вертикальная картина, в которой использован черный пластик. Он сверкает, как уголь. Есть, как мне кажется, ощущение угольной шахты. Жаль, репродукция этого полностью не передает. В целом множество достойных картин. Мы более двухсот из них на выставку отобрали. А всего было представлено шестьсот.

Беглый осмотр картин, конечно, не может не вызвать воспоминаний о школе социалистического реализма, которая во времена советской власти цвела пышным цветом не только в живописи, но и в литературе, кино, театре. Константин Бабкин не отрицает эту связь:

— Это действительно похоже на социалистический реализм, который вышел еще из дореволюционного российского реализма. Мы, конечно, не ставим условие рисовать в советской эстетике. Стили мы не диктуем. Но художники не висят в воздухе. Они опираются на традицию. Вольно или невольно. Но это не обязательно соцреализм. Его расцвет пришелся на довоенное время. А вот после войны и в 1960-е годы это уже «суровый» стиль. Вот как раз тот же Дейнека, выставка которого проходит по соседству с нашей, — представитель этой школы. Многие наши картины написаны в «суровом» стиле. Но я без труда отличу современную картину от созданной в советское время. Современные люди изображают современных людей. Это не копирование прошлого, а осмысление этой темы на новом уровне. Я и сам иногда покупаю какие-то картины на тему труда. За последнее время цена на них выросла в несколько раз. Меня радует, что такое искусство начинает пользоваться популярностью.

Победители получат гранты и славу, но возникает вопрос о дальнейшей судьбе представленных работ.

— Я надеюсь, что картины будут куплены, — говорит г-н Бабкин. — Будут висеть в офисах и домах. Это хороший корпоративный подарок для украшения офисного пространства. А кто-то может заказать понравившемуся художнику работу. Так они получат поддержку. У нас на «Ростсельмаше» есть такие картины — в ДК и заводоуправлении. На втором этаже в заводоуправлении штук пятнадцать висит. В течение года будем проводить выставки по регионам. Покажем и в Ростове. Такие планы есть.

Совладелица ростовского Музея современного искусства Елена Левина положительно оценивает деятельность собственников «Ростсельмаша» по продвижению темы человека труда в искусстве:

— Похожая выставка проходила два года назад и в нашем музее во время празднования 90-летия «Ростсельмаша». Она была посвящена истории завода, отраженной в работах донских художников. Был на выставке и бывший гендиректор «Ростсельмаша» Юрий Песков. В советское время у художников были творческие командировки на заводы, стройки и т. п. Их работы покупали музеи. Потом все это прекратилось, и «Ростсельмаш» стал первым заводом, который открыл после 1991 года для художников двери. На нашей выставке один зал был тогда посвящен периоду советской власти, а во втором висели уже современные картины о новейшей истории завода. Если говорить о художественной ценности, то нынешние работы слабее, чем у советских художников. Прервалась традиция, мало осталось преподавателей, и школа соцреализма умерла. Кстати, из-за того что это ушедшая с арены школа и подобного не было нигде в мире, лучшие картины той эпохи оценивают сейчас очень дорого. Но и на нашей выставке были неплохие современные работы. А по поводу одной из картин я даже подумала, что залы перепутали. Очень хорошо, что находятся меценаты, помогающие развиваться этому направлению живописи. Художникам в постсоветское время эта тема была неинтересна, поскольку госфинансирование отменили, а обычные состоятельные граждане подобные картины не покупали. Вообще, это тема музейная, но художественный уровень пока, как правило, немузейный. То есть нынешние музеи это покупают неохотно. Поэтому нужны меценаты.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Культура
Картины машинным маслом
Цифровые версии произведений 16-летней Екатерины Розенбаум из Ростова и 12-летней Анастасии Семёновой из Морозовска можно увидеть в государственной Третьяковской галерее.
Просмотров: 9599

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Культура
Картины машинным маслом
В Азовском музее-заповеднике проходит выставка «История русского костюма и народных праздников в коллекции кукол Цимлянского муниципального музея». Глиняные игрушки и миниатюрные народные костюмы создают особое приподнятое настроение.
Культура
Картины машинным маслом
22 и 23 ноября в здании гимназии Таганрогского музея-заповедника состоится премьера спектакля «Уроки дяди Вани». Таганрогский камерный театр (ТКТ) предложил свою версию чеховской пьесы.
Культура
Картины машинным маслом
В Донской публичной библиотеке выставляются работы заслуженного художника РСФСР Анатолия Легостаева.
Культура
Картины машинным маслом
В художественной галерее «Ростов» открылась выставка питерского художника Алексея Андреева и ростовского скульптора Маши Богораз «Метрономикон». Так называется параллельный, постапокалиптический мир, который придумал Алексей Андреев. Истории о нем легли в основу сборников рассказов, подкастов и аудиоспектаклей.