г. Ростов-на-Дону
22 ноября 2024 23:48:04
100.68
106.08

Продажи «Роствертола» упали в 20 раз

В I квартале выручка ПАО «Роствертол» рухнула в 20 раз, чистая прибыль — в 320 раз. А финансовые результаты 2019 года снизились до уровня 2015-го. По мнению экспертов и источника N, это связано с сокращением заказов, которое вызвано как санкциями, так и насыщением спроса на военные вертолеты.

В I квартале выручка ПАО «Роствертол» сократилась в 20 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1,2 млрд рублей, чистая прибыль — в 319,6 раза, до 6,9 млн рублей. Эксперт отмечает, что в ближайшие годы выручка предприятия вряд ли будет бить рекорды. Основным продуктом предприятия будет модернизированная версия ударного Ми-28Н, чей экспортный потенциал еще только предстоит изучить. Сегодня холдинг «Вертолеты России», куда входит «Роствертол», связывает перспективы роста с расширением производства гражданских вертолетов, однако проекты по выпуску этой техники реализуются не в Ростове.

Выручка ПАО «Роствертол» в I квартале 2020 года рухнула в 20 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1,2 млрд рублей, чистая прибыль упала до 6,9 млн рублей, сократившись в 319,6 раза, об этом сообщается в ежеквартальном отчете компании.

По данным годового бухотчета, опубликованного одновременно с ежеквартальным, в 2019 году произошло снижение выручки «Роствертола» в 1,69 раза, до 55,6 млрд рублей, чистая прибыль сократилась в 2,3 раза, до 6,9 млрд рублей. Выручка и прибыль завода снижаются второй год подряд и достигли уровня 2015 года.

На просьбу N прокомментировать итоги работы в 2019 году и в I квартале 2020-го в «Роствертоле» на минувшей неделе не ответили.

В начале апреля, в ходе совещания, которое президент Владимир Путин проводил по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский сообщал, что «Роствертол», несмотря на самоизоляцию, способен выполнить в срок все имеющиеся обязательства по контрактам. То есть вероятно, что не самоизоляция является виной стремительного сокращения выручки предприятия в I квартале.

— В начале года завод всегда выпускал мало, большинство вертолетов заканчивают делать в конце года, — рассказал работник завода на условиях анонимности. — В этом году на сборке в разной степени готовности находятся всего несколько новых учебно-боевых вертолетов для Минобороны. С экспортом стало совсем слабо. В 2018 году закончено выполнение крупных заказов (по нескольку десятков вертолетов), работа по которым шла в течение двух-трех лет, сейчас таких нет.

Крупным заказчиком прошлых лет был Алжир. В 2015 году военное обозрение topwar.ru сообщало, что ОАО «Роствертол» выполняет два контракта, предусматривающих поставку в общей сложности 14 модернизированных тяжелых вертолетов Ми-26Т2 ВВС Алжира. В 2016 году abnews.ru писал, что Алжир купил 40 вертолетов Ми-28НЭ «Ночной охотник».

Перед этим большой заказ сделал Ирак. В 2014 году topwar.ru сообщал о начале поставок по контрактам «Рособоронэкспорта» с Ираком на продажу 28 боевых вертолетов Ми-35М и 15 Ми-28НЭ.

В апреле прошлого года «Коммерсантъ» писал об экспортных поставках вооружения в 2018 году: в Иорданию было поставлено два транспортных вертолета Ми-26Т2, в Нигерию — еще 2 из 12 заказанных ранее вертолетов Ми-35М. Кроме того, по данным газеты, Казахстан подписал с Москвой соглашения о закупке 4 вертолетов Ми-35М.

По словам источника N, в прошлом году «Роствертол» выполнил этот заказ. Теперь же эта страна будет обеспечивать себя такой техникой сама. Действительно, в прошлом году РИА «Новости» сообщали о том, что с 2020 года на авиаремонтном заводе № 405 в Алма-Ате планируется начать крупноузловую сборку вертолетов семейства «Ми» гражданского назначения.

Исторически крупным покупателем «Роствертола» была Индия, однако она переключилась на американскую продукцию. По данным «Ведомостей», в 2011 году Ми-28 проиграл индийский тендер на закупку 22 ударных вертолетов «Апачу». В 2012 году не удалось поставить индийским ВВС 15 тяжелых вертолетов Ми-26Т2, поскольку предложение выиграло Boeing. С 2015 года индийский рынок закрылся для Ми-28НЭ окончательно. Как сообщало Независимое военное обозрение, контракт с Boeing предполагал постройку вертолетов с привлечением американо-индийского предприятия Tata Boeing Aerospace Limited.

Ударили по иностранным покупателям «Роствертола» и санкции. В феврале этого года «Газета.Ру» сообщала, что угроза санкциями со стороны США заставила Мексику отказаться от покупки военных вертолетов у России. В 2018 году по этой же причине перестали сотрудничать с РФ Филиппины.

Из иностранных заказчиков, по всей видимости, продолжается сотрудничество только с Узбекистаном. В июле 2019 года портал upl.uz сообщал, что Узбекистан в течение двух лет купит у России 12 вертолетов Ми-35М. За I квартал 2019 года Узбекистан купил 4 вертолета. В 2020 году планируется покупка еще восьми.

Сокращается не только количество, но и стоимость заказов. Согласно публикациям в различных изданиях, самый дорогой вертолет «Роствертола» — сверхтяжелый транспортный Ми-26, затем следует Ми-28, а самый дешевый Ми-35, который стоит как минимум вдвое дешевле Ми-26. Журнал «Авиапанорама» в 2013 году сообщал, что стоимость Ми-26Т2 составляет $ 20-25 млн.

По данным Ростовстата, в 2019 году «Роствертол» выпустил 77,1% вертолетов от количества единиц, выпущенного годом ранее. То есть снижение объемов производства в штуках составило 22,9%. Данные о производстве вертолетов в отчете Росстата за I квартал отсутствуют.

В квартальном отчете общества сообщается о непростой конъюнктуре рынка: по прогнозу аналитической компании Forecast International, годовой объем производства военных вертолетов начиная с 2021 года будет снижаться. В конце 2020-х годов прогнозируется существенный спад производства, в том числе в сегменте военных вертолетов среднего/тяжелого класса. Рост объемов станет возможен не ранее 2030 года, когда многие страны возобновят закупки техники.

Год назад в интервью газете «Ведомости» Андрей Богинский, гендиректор холдинга «Вертолеты России», заявил о том, что пройден пик перевооружения российской техникой за рубежом, в тех странах, которые исторически являются крупными партнерами России, — Китае, Индии, Алжире, Египте, Малайзии, Мьянме. По оценкам «Вертолетов России», военный экспорт теперь будет составлять 30-40 вертолетов в год — это примерно в 2-3 раза меньше, чем поставлялось в 2011-2017 годах.

В России тоже сокращают закупки военной техники. Об этом в 2017 году сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на директора департамента авиапромышленности Минпромторга Сергея Емельянова. Г-н Емельянов пояснял, что объем закупок вертолетной техники в рамках отечественной госпрограммы вооружений (ГПВ) на 2018-2025 годы меньше, чем в предыдущей, точные данные, правда, не назвал.

Действительно, 2011-2017 годы были годами, когда выручка «Роствертола» прирастала, пиковое значение — 99 млрд рублей — было достигнуто в 2017 году.

Более оптимистичный прогноз Forecast International делает для рынка гражданских вертолетов. По данным аналитиков, за последнее десятилетие мировой рынок этой техники почти утроился. Рост был вызван расширением сферы применения в нефтегазовой отрасли, правоохранительными и прочими ведомственными органами. Правда, сейчас спрос будет зависеть от того, насколько быстро прекратится спад в секторе офшорной разведки нефти и газа, на долю которого приходится 40% спроса на новые вертолеты. Пока цены на нефть не начнут расти, рынок гражданских вертолетов будет поддерживаться растущим спросом со стороны правоохранительных органов, экстренных медицинских, пожарных служб, туроператоров и летных школ.

По данным Ассоциации вертолетной индустрии, в последние годы «Вертолеты России» работают над увеличением доли гражданских вертолетов в объеме производства. Если в 2016 году из 189 вертолетов, произведенных на предприятиях холдинга, только 17 были гражданскими (менее 10%), то в 2018 году выпущено 200 вертолетов, причем соотношение гражданских и военных вертолетов составило 35% и 65% соответственно.

Причем перспективы вертолетный холдинг видит в развитии легких вертолетов. Так, в упомянутом интервью Андрей Богинский говорил, что в 2019 году планируется выпустить 250 штук вертолетов (годом ранее — 200) за счет увеличения выпуска «Ансатов» (сегмент вертолетов массой 2-4 тонны), которые с 2016 года выпускают на Казанском вертолетном заводе. Там же, в Казани, на 2020 год запланирован выпуск многоцелевого вертолета среднего класса Ка-62.

А большая часть моделей, которые выпускает «Роствертол», относится к военным, для гражданской авиации можно использовать только сверхтяжелый транспортный Ми-26Т (максимальная масса взлета — более 16 тонн). По данным, которые озвучил Олег Ландин, директор по маркетингу и развитию бизнеса холдинга «Вертолеты России», в прошлом году на выставке HeliRussia, таких вертолетов в мире покупают мало. По прогнозу «Вертолетов России», до 2028 года среднегодовые поставки новых гражданских вертолетов в мире составят 860 самолетов, из них сверхтяжелых, которые производит «Роствертол», будет поставляться всего 1 штука в год, то есть 0,1%. Больше всего будут покупать вертолетов с 1 газотурбинным двигателем (435 штук, 51%), на втором месте — вертолеты со взлетной массой 2-4 т (193 вертолета, или 22%), на третьем месте по востребованности — средние вертолеты со взлетной массой 4-7 т (139 шт., 16%). Среднетяжелые (7-10 т) и тяжелые (10-16 т) займут 5% и 6% от поставок соответственно.

Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт», считает, что в ближайшие годы выручка «Роствертола» вряд ли будет бить рекорды:

— Почти год назад в СМИ была опубликована информация о согласовании условий поставки обновленной версии ударного вертолета Ми-28НМ в адрес Минобороны России. Контракт предусматривает поставку немногим менее ста машин в период до 2027 года. Сейчас перед холдингом «Вертолеты России» стоит задача оперативно — до конца текущего года — завершить испытания вертолета и развернуть его серийное производство, что обеспечит предприятию стабильную загрузку и обеспечит рост выручки. Прогнозировать рекордные финансовые показатели в ближайшее время не приходится, потому что основные инозаказчики боевых вертолетов уже удовлетворили свои потребности, закупив машины предыдущего поколения. Однако, только после того как российские вооруженные силы получат модернизированные ударные вертолеты и наработают опыт их эксплуатации, можно будет рассуждать о том, каковы экспортные перспективы этих машин. Как правило, на мировом рынке вооружений и военной техники гораздо более благосклонно воспринимают те образцы, которые были закуплены вооруженными силами страны-разработчика.

Что касается перспектив сверхтяжелого транспортного вертолета Ми-26 в его модернизированных версиях Ми-26Т2 и Ми-26Т2В, то пока говорить о большом успехе не приходится, машина остается нишевым продуктом. Будут единичные поставки для Минобороны, а также на экспорт. Коммерческим авиакомпаниям новый вертолет таких размеров не по карману, кроме того, на рынке мы все еще видим избыток Ми-26Т, оставшихся со времен Советского Союза. Таким образом, основной продукт предприятия на ближайшие годы — ударный Ми-28Н.

В промежуточном отчете «Роствертола» за I квартал этого года среди негативных факторов, влияющих на его деятельность, помимо ситуации на рынке, отмечаются: отсутствие современных (перспективных) отечественных вертолетных двигателей, срывы сроков реализации программы импортозамещения, дефицит финансов у коммерческих заказчиков вертолетных авиаработ и вызванное этим стремление к изменению технологий, направленное на сокращение использования авиации в целях снижения себестоимости продукции. Упоминается и высокая конкуренция на рынке ремонта вертолетов из-за избытка мощностей зарубежных авиапредприятий, что толкает их предлагать услуги по заниженным ценам. Среди действий, которые должны уменьшить негативное влияние, «Роствертол» называет модернизацию производства, сохранение объемов госзаказа, расширение номенклатуры продукции предприятия, а также модернизацию существующих видов продукции в соответствии и требованиями рынка.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
Выручка ПАО «Роствертол» за 9 месяцев текущего года составила 33,2 млрд рублей - это в 2,5 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Чистая прибыль предприятия сократилась почти в 25 раз, до 627,4 млн рублей.
Инвестпроекты
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
В уходящем году самые крупные инвестпроекты реализовали зернотрейдеры ТД «РИФ» и «Астон», самую большую за последние тридцать лет инвестиционную заявку сделал НЗНП. Немалые планы у «Ростсельмаша», который хочет утроить производство тракторов в Ростове. В то же время в области выросло число проблемных предприятий — введено наблюдение на КФ «Мишкино» и Исаевском машиностроительном заводе, началось банкротство компаний, входящих в состав ГК «Евродон». Тревожит ситуация на «Роствертоле», который сокращает штат и, по неофициальной информации, отдает часть своего производства Казанскому вертолетному заводу.
Конфликты
Арбитражный суд Ростовской области принял к производству иск «Роствертола» к калининградскому ООО «Авиакомпания Скол» о взыскании 642,2 млн рублей задолженности и 29,8 млн рублей пени.
Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
Совет директоров ПАО «Роствертол» второй раз продлевает срок крупной допэмиссии акций - еще на год. Ее размещение в пользу Ростеха и «Вертолетов России» позволит докапитализировать ростовский завод на 18 млрд рублей. Однако за два года с момента объявления не было выкуплено ни одной акции. Эксперт высказывает предположение, что размещение допэмиссии зависит от того, будут ли реализованы планы Ростеха по привлечению сторонних инвесторов в капитал АО «Вертолеты России».
Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
Выручка «Роствертола», одного из крупнейший предприятий Ростовской области, снизилась по итогам прошлого года в 1,7 раза, а чистая прибыль в 2,3 раза. Показатели завода снижаются второй год подряд после трех лет рекордно высоких продаж и дивидендов.
Просмотров: 29899

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
Руководство Трубной металлургической компании (ТМК) назначило Виктора Новикова управляющим директором Таганрогского металлургического завода («Тагмет», входит в ТМК). На этом посту г-н Новиков сменил депутата Законодательного Собрания Ростовской области Сергея Билана, который, как сообщили в компании, стал вице-президентом ТМК. Г-н Билан руководил «Тагметом» с 2016 года.
Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
В Ростове новоселов встретил новый, эстетичный квартал «Персона», расположенный в 10 минутах от центра, рядом с парком Авиаторов и «Новым Ростовом». Сразу три дома — весь кластер 2 — построил в срок лидер строительной отрасли ГК «ЮгСтройИнвест».
Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
Агрохолдинг «Степь» (зарегистрирован в Ростове, ведет бизнес на Дону, Ставрополье и Кубани) вошел в актуальный рейтинг-лист устойчиво развивающихся российских компаний по версии RAEX. 1 ноября рейтинговое агентство актуализировало соответствующий ESG-рейтинг. Южный агрохолдинг стал в нем единственным представителем своей отрасли. В компании сообщили о смещении акцентов в своей повестке устойчивого развития в сторону развития человеческого капитала, работы с молодежью.
Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
Руководители Агрохолдинга «Степь» вошли в топ-1000 российских менеджеров по версии Ассоциации менеджеров России.