г. Ростов-на-Дону
17 июня 2025 08:30:59
78.51
90.94

Продажи «Роствертола» упали в 20 раз

В I квартале выручка ПАО «Роствертол» рухнула в 20 раз, чистая прибыль — в 320 раз. А финансовые результаты 2019 года снизились до уровня 2015-го. По мнению экспертов и источника N, это связано с сокращением заказов, которое вызвано как санкциями, так и насыщением спроса на военные вертолеты.

В I квартале выручка ПАО «Роствертол» сократилась в 20 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1,2 млрд рублей, чистая прибыль — в 319,6 раза, до 6,9 млн рублей. Эксперт отмечает, что в ближайшие годы выручка предприятия вряд ли будет бить рекорды. Основным продуктом предприятия будет модернизированная версия ударного Ми-28Н, чей экспортный потенциал еще только предстоит изучить. Сегодня холдинг «Вертолеты России», куда входит «Роствертол», связывает перспективы роста с расширением производства гражданских вертолетов, однако проекты по выпуску этой техники реализуются не в Ростове.

Выручка ПАО «Роствертол» в I квартале 2020 года рухнула в 20 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1,2 млрд рублей, чистая прибыль упала до 6,9 млн рублей, сократившись в 319,6 раза, об этом сообщается в ежеквартальном отчете компании.

По данным годового бухотчета, опубликованного одновременно с ежеквартальным, в 2019 году произошло снижение выручки «Роствертола» в 1,69 раза, до 55,6 млрд рублей, чистая прибыль сократилась в 2,3 раза, до 6,9 млрд рублей. Выручка и прибыль завода снижаются второй год подряд и достигли уровня 2015 года.

На просьбу N прокомментировать итоги работы в 2019 году и в I квартале 2020-го в «Роствертоле» на минувшей неделе не ответили.

В начале апреля, в ходе совещания, которое президент Владимир Путин проводил по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский сообщал, что «Роствертол», несмотря на самоизоляцию, способен выполнить в срок все имеющиеся обязательства по контрактам. То есть вероятно, что не самоизоляция является виной стремительного сокращения выручки предприятия в I квартале.

— В начале года завод всегда выпускал мало, большинство вертолетов заканчивают делать в конце года, — рассказал работник завода на условиях анонимности. — В этом году на сборке в разной степени готовности находятся всего несколько новых учебно-боевых вертолетов для Минобороны. С экспортом стало совсем слабо. В 2018 году закончено выполнение крупных заказов (по нескольку десятков вертолетов), работа по которым шла в течение двух-трех лет, сейчас таких нет.

Крупным заказчиком прошлых лет был Алжир. В 2015 году военное обозрение topwar.ru сообщало, что ОАО «Роствертол» выполняет два контракта, предусматривающих поставку в общей сложности 14 модернизированных тяжелых вертолетов Ми-26Т2 ВВС Алжира. В 2016 году abnews.ru писал, что Алжир купил 40 вертолетов Ми-28НЭ «Ночной охотник».

Перед этим большой заказ сделал Ирак. В 2014 году topwar.ru сообщал о начале поставок по контрактам «Рособоронэкспорта» с Ираком на продажу 28 боевых вертолетов Ми-35М и 15 Ми-28НЭ.

В апреле прошлого года «Коммерсантъ» писал об экспортных поставках вооружения в 2018 году: в Иорданию было поставлено два транспортных вертолета Ми-26Т2, в Нигерию — еще 2 из 12 заказанных ранее вертолетов Ми-35М. Кроме того, по данным газеты, Казахстан подписал с Москвой соглашения о закупке 4 вертолетов Ми-35М.

По словам источника N, в прошлом году «Роствертол» выполнил этот заказ. Теперь же эта страна будет обеспечивать себя такой техникой сама. Действительно, в прошлом году РИА «Новости» сообщали о том, что с 2020 года на авиаремонтном заводе № 405 в Алма-Ате планируется начать крупноузловую сборку вертолетов семейства «Ми» гражданского назначения.

Исторически крупным покупателем «Роствертола» была Индия, однако она переключилась на американскую продукцию. По данным «Ведомостей», в 2011 году Ми-28 проиграл индийский тендер на закупку 22 ударных вертолетов «Апачу». В 2012 году не удалось поставить индийским ВВС 15 тяжелых вертолетов Ми-26Т2, поскольку предложение выиграло Boeing. С 2015 года индийский рынок закрылся для Ми-28НЭ окончательно. Как сообщало Независимое военное обозрение, контракт с Boeing предполагал постройку вертолетов с привлечением американо-индийского предприятия Tata Boeing Aerospace Limited.

Ударили по иностранным покупателям «Роствертола» и санкции. В феврале этого года «Газета.Ру» сообщала, что угроза санкциями со стороны США заставила Мексику отказаться от покупки военных вертолетов у России. В 2018 году по этой же причине перестали сотрудничать с РФ Филиппины.

Из иностранных заказчиков, по всей видимости, продолжается сотрудничество только с Узбекистаном. В июле 2019 года портал upl.uz сообщал, что Узбекистан в течение двух лет купит у России 12 вертолетов Ми-35М. За I квартал 2019 года Узбекистан купил 4 вертолета. В 2020 году планируется покупка еще восьми.

Сокращается не только количество, но и стоимость заказов. Согласно публикациям в различных изданиях, самый дорогой вертолет «Роствертола» — сверхтяжелый транспортный Ми-26, затем следует Ми-28, а самый дешевый Ми-35, который стоит как минимум вдвое дешевле Ми-26. Журнал «Авиапанорама» в 2013 году сообщал, что стоимость Ми-26Т2 составляет $ 20-25 млн.

По данным Ростовстата, в 2019 году «Роствертол» выпустил 77,1% вертолетов от количества единиц, выпущенного годом ранее. То есть снижение объемов производства в штуках составило 22,9%. Данные о производстве вертолетов в отчете Росстата за I квартал отсутствуют.

В квартальном отчете общества сообщается о непростой конъюнктуре рынка: по прогнозу аналитической компании Forecast International, годовой объем производства военных вертолетов начиная с 2021 года будет снижаться. В конце 2020-х годов прогнозируется существенный спад производства, в том числе в сегменте военных вертолетов среднего/тяжелого класса. Рост объемов станет возможен не ранее 2030 года, когда многие страны возобновят закупки техники.

Год назад в интервью газете «Ведомости» Андрей Богинский, гендиректор холдинга «Вертолеты России», заявил о том, что пройден пик перевооружения российской техникой за рубежом, в тех странах, которые исторически являются крупными партнерами России, — Китае, Индии, Алжире, Египте, Малайзии, Мьянме. По оценкам «Вертолетов России», военный экспорт теперь будет составлять 30-40 вертолетов в год — это примерно в 2-3 раза меньше, чем поставлялось в 2011-2017 годах.

В России тоже сокращают закупки военной техники. Об этом в 2017 году сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на директора департамента авиапромышленности Минпромторга Сергея Емельянова. Г-н Емельянов пояснял, что объем закупок вертолетной техники в рамках отечественной госпрограммы вооружений (ГПВ) на 2018-2025 годы меньше, чем в предыдущей, точные данные, правда, не назвал.

Действительно, 2011-2017 годы были годами, когда выручка «Роствертола» прирастала, пиковое значение — 99 млрд рублей — было достигнуто в 2017 году.

Более оптимистичный прогноз Forecast International делает для рынка гражданских вертолетов. По данным аналитиков, за последнее десятилетие мировой рынок этой техники почти утроился. Рост был вызван расширением сферы применения в нефтегазовой отрасли, правоохранительными и прочими ведомственными органами. Правда, сейчас спрос будет зависеть от того, насколько быстро прекратится спад в секторе офшорной разведки нефти и газа, на долю которого приходится 40% спроса на новые вертолеты. Пока цены на нефть не начнут расти, рынок гражданских вертолетов будет поддерживаться растущим спросом со стороны правоохранительных органов, экстренных медицинских, пожарных служб, туроператоров и летных школ.

По данным Ассоциации вертолетной индустрии, в последние годы «Вертолеты России» работают над увеличением доли гражданских вертолетов в объеме производства. Если в 2016 году из 189 вертолетов, произведенных на предприятиях холдинга, только 17 были гражданскими (менее 10%), то в 2018 году выпущено 200 вертолетов, причем соотношение гражданских и военных вертолетов составило 35% и 65% соответственно.

Причем перспективы вертолетный холдинг видит в развитии легких вертолетов. Так, в упомянутом интервью Андрей Богинский говорил, что в 2019 году планируется выпустить 250 штук вертолетов (годом ранее — 200) за счет увеличения выпуска «Ансатов» (сегмент вертолетов массой 2-4 тонны), которые с 2016 года выпускают на Казанском вертолетном заводе. Там же, в Казани, на 2020 год запланирован выпуск многоцелевого вертолета среднего класса Ка-62.

А большая часть моделей, которые выпускает «Роствертол», относится к военным, для гражданской авиации можно использовать только сверхтяжелый транспортный Ми-26Т (максимальная масса взлета — более 16 тонн). По данным, которые озвучил Олег Ландин, директор по маркетингу и развитию бизнеса холдинга «Вертолеты России», в прошлом году на выставке HeliRussia, таких вертолетов в мире покупают мало. По прогнозу «Вертолетов России», до 2028 года среднегодовые поставки новых гражданских вертолетов в мире составят 860 самолетов, из них сверхтяжелых, которые производит «Роствертол», будет поставляться всего 1 штука в год, то есть 0,1%. Больше всего будут покупать вертолетов с 1 газотурбинным двигателем (435 штук, 51%), на втором месте — вертолеты со взлетной массой 2-4 т (193 вертолета, или 22%), на третьем месте по востребованности — средние вертолеты со взлетной массой 4-7 т (139 шт., 16%). Среднетяжелые (7-10 т) и тяжелые (10-16 т) займут 5% и 6% от поставок соответственно.

Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт», считает, что в ближайшие годы выручка «Роствертола» вряд ли будет бить рекорды:

— Почти год назад в СМИ была опубликована информация о согласовании условий поставки обновленной версии ударного вертолета Ми-28НМ в адрес Минобороны России. Контракт предусматривает поставку немногим менее ста машин в период до 2027 года. Сейчас перед холдингом «Вертолеты России» стоит задача оперативно — до конца текущего года — завершить испытания вертолета и развернуть его серийное производство, что обеспечит предприятию стабильную загрузку и обеспечит рост выручки. Прогнозировать рекордные финансовые показатели в ближайшее время не приходится, потому что основные инозаказчики боевых вертолетов уже удовлетворили свои потребности, закупив машины предыдущего поколения. Однако, только после того как российские вооруженные силы получат модернизированные ударные вертолеты и наработают опыт их эксплуатации, можно будет рассуждать о том, каковы экспортные перспективы этих машин. Как правило, на мировом рынке вооружений и военной техники гораздо более благосклонно воспринимают те образцы, которые были закуплены вооруженными силами страны-разработчика.

Что касается перспектив сверхтяжелого транспортного вертолета Ми-26 в его модернизированных версиях Ми-26Т2 и Ми-26Т2В, то пока говорить о большом успехе не приходится, машина остается нишевым продуктом. Будут единичные поставки для Минобороны, а также на экспорт. Коммерческим авиакомпаниям новый вертолет таких размеров не по карману, кроме того, на рынке мы все еще видим избыток Ми-26Т, оставшихся со времен Советского Союза. Таким образом, основной продукт предприятия на ближайшие годы — ударный Ми-28Н.

В промежуточном отчете «Роствертола» за I квартал этого года среди негативных факторов, влияющих на его деятельность, помимо ситуации на рынке, отмечаются: отсутствие современных (перспективных) отечественных вертолетных двигателей, срывы сроков реализации программы импортозамещения, дефицит финансов у коммерческих заказчиков вертолетных авиаработ и вызванное этим стремление к изменению технологий, направленное на сокращение использования авиации в целях снижения себестоимости продукции. Упоминается и высокая конкуренция на рынке ремонта вертолетов из-за избытка мощностей зарубежных авиапредприятий, что толкает их предлагать услуги по заниженным ценам. Среди действий, которые должны уменьшить негативное влияние, «Роствертол» называет модернизацию производства, сохранение объемов госзаказа, расширение номенклатуры продукции предприятия, а также модернизацию существующих видов продукции в соответствии и требованиями рынка.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
Выручка ПАО «Роствертол» за 9 месяцев текущего года составила 33,2 млрд рублей - это в 2,5 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Чистая прибыль предприятия сократилась почти в 25 раз, до 627,4 млн рублей.
Инвестпроекты
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
В уходящем году самые крупные инвестпроекты реализовали зернотрейдеры ТД «РИФ» и «Астон», самую большую за последние тридцать лет инвестиционную заявку сделал НЗНП. Немалые планы у «Ростсельмаша», который хочет утроить производство тракторов в Ростове. В то же время в области выросло число проблемных предприятий — введено наблюдение на КФ «Мишкино» и Исаевском машиностроительном заводе, началось банкротство компаний, входящих в состав ГК «Евродон». Тревожит ситуация на «Роствертоле», который сокращает штат и, по неофициальной информации, отдает часть своего производства Казанскому вертолетному заводу.
Конфликты
Арбитражный суд Ростовской области принял к производству иск «Роствертола» к калининградскому ООО «Авиакомпания Скол» о взыскании 642,2 млн рублей задолженности и 29,8 млн рублей пени.
Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
Совет директоров ПАО «Роствертол» второй раз продлевает срок крупной допэмиссии акций - еще на год. Ее размещение в пользу Ростеха и «Вертолетов России» позволит докапитализировать ростовский завод на 18 млрд рублей. Однако за два года с момента объявления не было выкуплено ни одной акции. Эксперт высказывает предположение, что размещение допэмиссии зависит от того, будут ли реализованы планы Ростеха по привлечению сторонних инвесторов в капитал АО «Вертолеты России».
Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
Выручка «Роствертола», одного из крупнейший предприятий Ростовской области, снизилась по итогам прошлого года в 1,7 раза, а чистая прибыль в 2,3 раза. Показатели завода снижаются второй год подряд после трех лет рекордно высоких продаж и дивидендов.
Просмотров: 30143

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
В ходе рабочей поездки в Зерноградский район врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь посетил молочно-товарную ферму ведущего агропредприятия региона — СЗАО «СКВО» в хуторе Путь Правды Зерноградского района.
Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
Специалисты по экотехнологиям, входящие в состав жюри национальной экологической премии «Экотех-Лидер 2025», посетили Таганрогский металлургический завод (ТАГМЕТ). Их визит состоялся по приглашению Трубной Металлургической Компании (ТМК). Члены конкурсной комиссии оценили систему комплексного менеджмента водных ресурсов, внедренную на ТАГМЕТе.
Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
Выручка АО «Тагмет» по итогам 2024 года снизилась на 8%, до 63,18 млрд рублей, компания получила убыток 4,8 млрд рублей против прибыли 134 тыс. рублей годом ранее.
Крупные компании
Продажи «Роствертола» упали в 20 раз
Крупнейший донской дорожный подрядчик «Т-Транс» заключил контракты с Министерством транспорта Ростовской области на 1,8 млрд руб. За эти деньги он будет обслуживать региональные и межмуниципальные дороги. Если считать по километражу, это самый крупный подрядчик ростовского минтранса для данной категории магистралей. Он будет содержать и ремонтировать более половины дорог областного и межмуниципального значения.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.