До конца года в Ростовской области откроют 49 дискаунтеров «Чижик»
Компания X5 Group открыла в Ростовской области первые три магазина сети жестких дискаунтеров «Чижик» и до конца года планирует довести их число до 49. В середине следующего года для сети планируют создать распределительный центр. Судя по заявленным планам, X5 Group планирует стать лидером по количеству жестких дискаунтеров в Ростовской области. Оборот магазинов мини-цен в России в прошлом году вырос в 1,5 раза.
Крупнейший федеральный ретейлер — компания X5 Group — на прошлой неделе открыла в Ростовской области три магазина сети жестких дискаунтеров «Чижик». Один расположился в Северном жилом массиве Ростова, еще два — в Батайске. Как сообщил директор ростовского региона сети «Чижик» Максим Жуков, до конца года компания откроет в Ростовской области 49 магазинов, а уже через три года сеть будет насчитывать 250 магазинов. До конца года в донском регионе будет создано 400 рабочих мест.
Объем инвестиций в открытие одной торговой точки составляет 9 млн руб. Стандартная площадь магазинов — 500 кв. м, из которых 400 кв. м занимает торговый зал. По словам Максима Жукова, в условиях падения реальных доходов населения и роста цен дискаунтеры будут актуальны. По сравнению с «Пятерочкой» в «Чижике» цены на товары брендов ниже на 20-25% и на 10-15% — на продукцию под собственной торговой маркой (СТМ). Ассортимент магазинов «Чижик» включает более 700 наименований продукции, более 400 из них — СТМ. В их число входят бренды «Светаево», «Вернер», «Щедрый год», Greenola и др. Всего в России открыто более 800 таких магазинов.
Директор департамента потребительского рынка Ростовской области Алексей Панкратов отметил, что для перерабатывающих предприятий донского региона открытие сети магазинов «Чижик» — возможность наладить дополнительный канал сбыта.
— Для местных производителей это прекрасная возможность свои качественные продукты реализовывать через нашу сеть, — добавил Максим Жуков. — У нас есть формат сотрудничества через собственную торговую марку, когда нет наценки производителя и товар продается под брендами самого «Чижика» с нашей рецептурой и подходом к качеству товара — достаточно высоким.
Увеличить долю местных производителей на полках «Чижика» поможет строительство собственного распределительного центра, который X5 Group планирует запустить в середине следующего года.
Ближайший конкурент X5 Group — «Магнит» — тоже развивает в Ростовской области сеть жестких дискаунтеров под брендом «Моя цена». Как говорил в интервью N в марте 2023 года директор Южного округа розничной сети «Магнит» Сергей Андреев, у компании в донском регионе работает 36 магазинов «Моя цена», из них 4 — в Ростове. Он отмечал, что дискаунтеры продолжают демонстрировать сильные результаты: растут сопоставимые продажи и средний чек. В этом году компания планировала продолжить открытие новых магазинов в этом формате.
Лидирующие позиции на региональном рынке по жестким дискаунтерам занимает сеть «Светофор» (46 магазинов «Светофор» и «Маяк согласно данным сайта компании). У торговой сети «Победа» - 29 магазинов (сайт компании).
В регионе развиваются и местная сеть жестких дискаунтеров «Продуктовая база Бум» (17 магазинов в Ростове, согласно данным 2gis.ru), работу которой контролирует группа компаний «Миллениум».
По словам аналитика ФГ «Финам» Анны Буйлаковой, публичные продовольственные (X5, «Магнит», «О’КЕЙ)) и непродовольственные компании («Детский Мир») делают стратегический фокус на дискаунтерах в ответ на снижение покупательной способности. Такой формат занимает небольшую долю рынка, но растет впечатляющими темпами. Так, по данным X5 Group, формат жестких дискаунтеров в 2022 составил всего 4,4% от российского продовольственного рынка, но сегмент показал увеличение оборота на 50% г/г, тогда как продажи продовольствия в среднем выросли на 13,4% г/г в номинальном выражении.
Оценивая перспективы «Чижика» занять лидирующую позицию на рынке Ростовской области, Анна Буйлакова отмечает, что формат может занять свою нишу, найти лояльный покупательский сегмент, судя по его успеху в других регионах. Этому способствует опыт агрессивного расширения федерального игрока, высокая доля собственных торговых марок, что может содействовать формированию покупательской лояльности.
— При этом продовольственная розница — высоко фрагментированный рынок, представленный как крупными федеральными, так и местными игроками, — говорит Анна Буйлакова. — Среди публичных компаний выделим крупного игрока в экономсегменте — Fix Price, который также предлагает продовольственные товары. На федеральном уровне выручка Fix Price (278 млрд руб. в 2022 г.) многократно превышает выручку «Чижика» (35 млрд руб. в 2022 г.), говорить о лидерстве в сегменте дискаунтеров, вероятно, еще преждевременно. Доля и позиция на рынке будет в большей мере зависеть от конкурентоспособности предложения «Чижика» и других представителей розницы.
Судя по всему, конкуренция на рынке Ростовской области довольно высока. Так, по данным сайта правительства области, розничная сеть донского региона включает около 41 тысячи объектов. По состоянию на 1 июля площадь стационарных торговых объектов в регионе в 1,5 раза превышает установленный норматив минимальной обеспеченности населения.