г. Ростов-на-Дону
27 ноября 2020 17:38:19

«Переход на отечественное сырье не панацея»

По словам Александра Сабирова, гендиректора УК «Фабрика овощей», запустившей летом 2014 года самый крупный действующий тепличный комбинат в области — «Ростовский», из-за кризиса себестоимость продукции повысилась как минимум на 15%. Полное импортозамещение невозможно — все так или иначе зависят от курса доллара и зарубежного сырья.
«Переход на отечественное сырье не панацея»

В 2014 году третий и самый крупный тепличный комбинат федеральной «Фабрики овощей» в Неклиновском районе произвел более 4 тыс. тонн овощей и зелени — половину от заявленных проектных мощностей. Дойти до 9,6 тыс. тонн продукции планируется в этом году. Компания вынуждена делать это в условиях колоссального сокращения себестоимости, непредсказуемости результата от перехода на отечественное сырье и дорогих кредитов. В ТК «Ростовский» «Фабрика овощей» вложила 1,8 млрд рублей, 80% из них — заем Внешэкономбанка. Компания планирует налаживать сотрудничество с местными банками и фермерами.

N: — Как изменились цены на отечественные и зарубежные овощи за последнее время?

А.С.: — Стоимость импортных овощей повысилась ровно на столько, на сколько упал рубль. Отечественная продукция выросла не так сильно, но это плюс не менее 15% к себестоимости. Надо понимать, что изменения произошли по всей цепочке производителей. На российские удобрения, семена цены выросли в 2 раза, на средства защиты — в полтора, чуть меньше — на тару. Мы колоссально сокращаем себестоимость. Вынуждены переходить на отечественные аналоги сырья. Многое будет зависеть от этого года: ряд из них вполне удовлетворительны по качеству, но часть до конца не проверены, и мы не в курсе, каков будет итог. Однако хочу отметить, что переход на отечественное сырье не панацея, он не позволит сдержать рост цен.

N: — Почему?

А.С.: — Дело в том, что большая доля себестоимости производства отечественных производителей сырья формируется также за счет импортного сырья, которое они используют. А рынок удобрений и вовсе привязан к курсу доллара. Если говорить о семенах светокультурных гибридов огурцов, например, то у нас в стране их не производят, Россия занимает где-то 3% от всего рынка. Поэтому мы продолжаем работать с иностранным сырьем, такая же ситуация с субстратами. Безусловно, это влияет на конечный итог: никто не может работать в операционный убыток.

N: — Из чего складывается себестоимость тепличного бизнеса?

А.С.: — 50% составляют затраты на элект­ричество, газ, фонд оплаты труда. Остальные 50% — семена, удобрения, гибриды, тара, логистика, доставка.

N: — Как собираетесь сокращать издержки?

А.С.: — Сокращать издержки можно и за счет внедрения новых технологий на предприятии. Но для этого нужны дешевые длинные деньги. В России этого нет. Мы можем сколько угодно идти по пути сокращения, но надо понимать, что если сильно сгибать тростинку в одну сторону, то она может и обратно отрикошетить. Очень важен баланс в сокращении издержек. Если мы не можем внедрить технологические решения, остается банально работать со структурой себестоимости. Эффективнее работать на каждом гектаре. Проводить жесткие тендеры среди компаний-партнеров. Но и в ручном режиме есть свои плюсы и минусы. Со 100-процентной уверенностью не могу выделить дополнительные каналы сокращения издержек в ближайшее время. На наш взгляд, нельзя на задний план отодвигать качество продуктов и работу с конечным потребителем.

N: — Довольны работой ТК «Ростовский» в 2014 году?

А.С.: — Я бы разделил вопрос на две части. С одной стороны, нам удалось построить самый большой и передовой тепличный комплекс как в истории Ростовской области, так и в истории УК «Фабрика овощей». Мы получили приемлемый урожай, сформировали коллектив из 240 человек, которые сейчас достаточно эффективно трудятся и работают на предприятии. С другой — мы потеряли до 30% урожая во время январской ЧС в прошлом году, и пока вопрос с возмещением не решен. Поэтому с точки зрения прибыли год для ростовского ТК получился средним.

N: — Были проблемы с поиском кад­ров?

А.С.: — Да, на первом этапе было тяжело. Но постепенно мы нашли несколько инструментов: транспорт для работников из других районов, правительство области помогало искать специалистов. Многих нашли в ДонГАУ.

N: — Вы вышли на проектные мощности в 9,6 тыс. тонн продукции в год?

А.С.: — В 2014 году производство было около 4 тысяч тонн, а расшириться мы можем до 9,6 тыс. тонн в этом году.

N: — Как организован сбыт?

А.С.: — Наша отдельная структура — торговый дом — реализует около 85% произведенной продукции всех тепличных комбинатов по 39 контрактам с федеральными и региональными сетями под брендом «Фабрика овощей». В Ростовской области мы напрямую или через дистрибьюторов работаем почти со всеми сетями. На 2015 год по-прежнему в планах развивать собственную розничную сеть. Один магазин при комбинате показывает неплохие результаты. Мы также прорабатываем вопрос взаимодействия с областными фермерами: готовы продавать их продукцию по текущим контрактам торгового дома «Фабрика овощей».

N: — Каково соотношение импортной и российской продукции на рынке? Отличается ли ситуация от региона к региону?

А.С.: — Тенденция везде почти одна и та же. Зимой и весной 80% составляет импорт, 20% — российские овощи.

N: — Какова рентабельность вашего теп­личного бизнеса?

А.С.: — Если говорить об операционной рентабельности на рынке, то все очень по-разному: зависит от тепличного хозяйства, применяемых технологий, климата и человеческого фактора. Она колеблется от 5% до 30%. О бизнесе «Фабрики овощей» могу сказать только, что у нас рентабельный бизнес.

N: — Какова годовая мощность производства ваших трех тепличных комбинатов?

А.С.: — Примерно 17 тыс. тонн продукции. С учетом еще одного ТК в Новгородской области, которым мы управляем, получается 22 тыс. тонн овощей и зелени.

N: — На сколько удалось в прошлом году улучшить результаты ТК «Ростовский» за 2013 год: выручка 25,4 млн рублей, чистый убыток — 83 млн рублей?

А.С.: — Наши показатели стали намного лучше, но еще есть к чему стремиться.

N: — Как вы можете прокомментировать банкротный иск ООО «Теплицэнергострой» к ТК «Ростовский», появившийся на прошлой неделе? Они утверждают, что давали беспроцентный заем в размере 2,5 млн рублей, который не был возвращен. Ваши представители в суде заявляли, что факт перечисления не доказан.

А.С.: — Компания «Теплицэнергострой» была одним из подрядчиков при строительстве комбината в Ростове. У нас есть к ним серьезные претензии по качеству работ, срокам. Спорные вопросы решаются нами, в том числе в судебном порядке.

N: — Насколько чувствительно для вас было повышение ключевой процентной ставки ЦБ и прочие события?

А.С.: — Могу сказать, что данная ситуация перевернула рынок кредитования с ног на голову. У нас, как и у коллег в других отраслях, физически нет возможности обслуживать кредиты с 25–30-процентной ставкой. Это не просто плохо, это нереально. Но мы будем искать возможности работать плотнее как по вопросу субсидирования процентных ставок, так и по поиску путей усовершенствования управления финансовыми потоками предприятия.

N: — С местными банками сотрудничаете?

А.С.: — Сейчас фактически прямого сотрудничества ни с одним местным банком нет, хотя мы заинтересованы как по линии пополнения оборотных средств, так и по другим финансовым продуктам, являющимся общими для корпоративных клиентов (зарплатная сис­тема, овердрафт, микрофинансирование).

Просмотров: 10498

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крупные компании
image
ООО «Т2 Мобайл» строит два новых центра обработки данных (ЦОД) в Ростове, до конца года объем инвестиций составит около 2 млрд рублей, а к 2025 году увеличится до 3 млрд рублей. Новые мощности позволят расширять абонентскую базу компании, занимающей 5-ю строчку в рейтинге телеком-операторов России.
Крупные компании
image
Один из крупнейших отечественных зерноэкспортеров «Каргилл» вложит 1,5 млрд рублей в реконструкцию своего портового терминала в Ростове. Инвестиции позволят нарастить мощности перевалки в 1,5 раза, до 1 млн т. Увеличение мощностей по перевалке зерна - тренд последних лет. В Ростовской области такие проекты заявили «Астон», ТД «РИФ», «Степь», «Астра Альянс», «МЗТ».
Крупные компании
image
АО «Элис Фэшн Рус» открыло первые магазины мужской одежды нового бренда 20-th line в крупных торговых центрах Саратова, Краснодара и Ростова, четвертый вскоре распахнет двери на Б. Садовой. Компания инвестировала в новые точки 32 млн рублей, которые планирует окупить за 3 года. Новые магазины поддержат сокращающуюся сеть женских магазинов. Параллельно ведутся набирающие оборот продажи в интернете. Пандемия привела к тому, что увеличились продажи комфортной и универсальной одежды, особенно мужской. В ней проводят видеоконференции, готовят обед и ходят в магазин.
Крупные компании
image
В рамках реализации новой профориентационной программы «Центр довузовской подготовки» АО «ТАГМЕТ» и Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» подписали соглашение о сотрудничестве.
Реклама на сайте и в газете
Заказать