«Юг Руси» стал ближе к Казахстану
Агропромышленный холдинг «Юг Руси» приобрел маслоэкстракционный завод в казахском городе Актобе и надеется с его помощью снизить логистические затраты и укрепить позиции на соседнем рынке. Сделка оценивается в $ 20–30 млн. Эксперты единогласно называют Казахстан перспективным рынком, но отмечают, что проблемой может стать высокая конкуренция со стороны крупных игроков из Поволжья.
ГК «Юг Руси» приобрела маслоэкстракционное предприятие Savola Foods CIS в г. Актобе на севере Казахстана. Этот МЭЗ стал 10-м для группы компаний. Ранее завод входил в ближневосточный холдинг Savola Group. По данным пресс-службы «Юга Руси», мощности завода позволяют перерабатывать 225 тонн семян подсолнечника в сутки. Мощность по рафинации сырого масла — 200 тонн в сутки, этому объему соответствуют возможности цеха фасовки. Кроме того, на предприятии есть не действующее оборудование для рафинации и дезодорации мощностью 70 тонн в сутки. — С приобретением завода в Северном Казахстане совокупная мощность МЭЗов «Юга Руси» по переработке составит 7405 тонн маслосемян в сутки, по рафинации — 2 тыс. тонн в сутки, — сообщили N в компании. — Расположение МЭЗа Savola достаточно удачно с точки зрения сырьевой базы. Север Казахстана и Актобенская область входят в число областей, лидирующих по производству масличных. При этом предприятий, напрямую конкурирующих с МЭЗом за сырье или районы сбыта, поблизости нет.
В распространенном «Югом Руси» сообщении говорится, что на долю завода приходится примерно 20% казахстанского рынка бутилированного подсолнечного масла. МЭЗ в Казахстане сегодня выпускает рафинированную дезодорированную продукцию двух ТМ — «Лето» и «Хозяюшка» — в ПЭТ-бутылках объемом от 0,9 до 5,0 л. Из финансового отчета, размещенного на сайте Savola Group, следует, что оборот предприятия в Актобе составил почти $ 36 млн (–22% к 2012 году), чистая прибыль — $ 480 тыс. (–61%). Общий объем выпуска составил 23 тыс. тонн.
«Продажи, как и доля компании на рынке, в 2013 году сократились, — говорится в отчете. — Это прямое следствие агрессивной ценовой политики конкурирующих российских и казахских компаний. Тем не менее компании удалось отстоять позиции в премиумном ценовом сегменте».
— Казахстанский рынок — традиционный для ГК «Юг Руси». Приобретение новых мощностей позволит расширить ассортимент и укрепить позиции на рынке растительного масла Казахстана, — объясняют в российском холдинге. — Движение ГК на восток выглядит логичным, поскольку позволяет приблизить производство к традиционным рынкам сбыта, снижая расходы на логистику.
Сумма сделки не раскрывается. По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, если рассматривать последние сопоставимые отраслевые сделки и профильные инвестиционные проекты, стоимость предприятия составила от $ 20 млн до $ 30 млн «с высокой вероятностью смещения к верхней границе». Председатель совета директоров инвесткомпании «Меркури Кэпитал Траст» Тимофей Котенев считает, что цена продажи могла колебаться в диапазоне от $ 60 до $ 100 на тонну мощности. При этом он называет покупку предприятия «нетривиальным шагом».
— В структуре стоимости бутилированного масла основная составляющая — семечка, на ее долю приходится до 90%. Главный вопрос заключается в том, сможет ли «Юг Руси» найти в Казахстане сырье по цене, которая позволит конечному продукту конкурировать с тем, что сегодня ввозится из России. Эта страна не славится производством семян подсолнечника. Кроме того, к северу от Казахстана расположено много крупных перерабатывающих предприятий. Это МЭЗы в Саратовской области (холдинг «Солнечные продукты»), в Балаково, Аткарске и др. Это очень крупные игроки, которым доступно дешевое сырье, — стоимость их продукции априори будет ниже. При этом доставка по Волге весьма доступна по цене. Кроме того, если «Юг Руси» планирует выпуск бутилированной продукции в ПЭТ, заявленных мощностей по экстракции и дезодорации может не хватить на весь объем, — говорит г-н Котенев. — А куда сбывать масло наливом, мне не совсем понятно.
В то же время собеседник N соглашается с тем, что Средняя Азия, в частности Казахстан и Узбекистан, — перспективный рынок, где «потребляли и будут потреблять много российского масла», но подчеркивает, что «с заводом такой мощности нельзя будет заместить российский импорт».
Гендиректор аналитического издания «ПроЗерно» Владимир Петриченко отмечает:
— Казахстан — очень перспективный и пока ненасыщенный рынок, где большая часть продаж растительного масла приходится на долю российских производителей.