Посвежеет за счет конкурента
Ростовская ГК «Миллениум», управляющая супермаркетами «Ассорти» и мини-маркетами «Ассорти-Экспресс», договорилась о приобретении магазинов «ФРЕШ» у торгово-ресторанной группы «Мега-Дон». До конца года магазины «ФРЕШ» войдут в состав сети «Ассорти». Сеть «ФРЕШ» представлена семью супермаркетами в Ростове и одним — в Азове.
Михаил Сичинава, совладелец ГК «Миллениум»: «Мы выступили с предложением о приобретении, поскольку супермаркеты «ФРЕШ» соответствуют нашим требованиям к площади и располагают собственной кулинарией и пекарнями, так же как и супермаркеты “Ассорти”». Фото из архива N. До конца зимы магазины «ФРЕШ», принадлежавшие ГК «Мега-Дон», войдут в состав розничной сети «Ассорти». Сеть «ФРЕШ» представлена семью супермаркетами в Ростове и одним — в Азове. Сумма сделки не раскрывается; по подсчетам N, она составит не менее 35 млн руб. Новый собственник также вложит от 10 до 15 млн руб. в ребрендинг и переход на новые стандарты. Риелтор отмечает, что выбранный способ развития позволит существенно сэкономить на продвижении новых для сети торговых точек.
Развивающая торговые сети «Ассорти» и «Ассорти-Экспресс» ГК «Миллениум» готовится закрыть сделку по приобретению супермаркетов «ФРЕШ» у ГК «Мега-Дон», занимающейся дистрибьюцией продуктов питания и напитков, ресторанным бизнесом и строительством. Сеть представлена семью магазинами в разных районах Ростова и одним — в Азове.
— Мы выступили с предложением о приобретении, поскольку супермаркеты «ФРЕШ» соответствуют нашим требованиям к площади и располагают собственной кулинарией и пекарнями, так же как и супермаркеты «Ассорти», — объяснил совладелец ГК «Миллениум» Михаил Сичинава. — Кроме того, ГК «Мега-Дон» — дистрибьютор напитков, в том числе алкогольных, с которым мы давно и тесно сотрудничаем. Этот факт тоже сыграл роль.
Михаил Сичинава уточнил, что «Миллениум» приобрел право развивать действующий бизнес под собственным брендом, торговые площади останутся в собственности ГК «Мега-Дон».
— Мы заключили договоры аренды сроком на 7 лет; площадь магазинов — по 1000–1100 кв. м каждый, — уточнил он.
Собеседник N не раскрыл сумму сделки, но уточнил, что использовал заемные средства нескольких банков, с которыми уже сотрудничает ГК «Миллениум». В их числе — Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. По словам г-на Сичинавы, сегодня его компания получает кредиты под 13,5–14% годовых. Сумму сделки составляют арендная плата и взнос за право работы с готовым действующим бизнесом. Окупить вложения инвестор планирует за 3–3,5 года.
— Один из вариантов, которые мы сейчас рассматриваем, — четкое деление супермаркетов сети на работающие в сегментах «эконом» и «эконом плюс», — рассказал бизнесмен. — Последние будет отличать большее количество продуктов собственного производства и наличие товаров более высокого ценового сегмента. В течение ближайших 2–3 месяцев проведем ребрендинг; планируем также привести к единому стандарту процессы управления, обучения персонала и закупок. Это потребует дополнительных вложений на уровне 10–15 млн руб. Количество наименований товара особо не изменится и будет составлять 17–21 тыс.
Управляющий партнер ГК «Мега-Дон» Ашот Хбликян объяснил, что решение о продаже в компании приняли, поскольку последние 3 года были сосредоточены на ресторанном бизнесе и не развивали розничную сеть:
— Время было упущено, в итоге наши закупочные цены оказались выше, чем у других ретейлеров, которые все это время развивались. Мы стали менее конкурентоспособными и поняли, что упущенного не наверстаем.
По словам г-на Хбликяна, в компании также вели переговоры с федеральными сетями, но именно темпы развития и подход к управлению «Ассорти» в «Мега-Доне» сочли наиболее подходящими.
— С собственниками этой сети было намного проще и понятнее вести переговоры: у нас одна ментальность, — добавил он.
Г-н Хбликян также не стал комментировать сумму сделки, но отметил, что плата за право развивать действующую сеть намного меньше, чем вложения в открытие сопоставимого числа новых супермаркетов. По словам г-на Сичинавы, сегодня компания инвестирует в открытие одного нового супермаркета 7–8 млн руб.
В данный момент «Ассорти» — крупнейшая из местных торговых сетей (см. справку). Среди других региональных игроков — «Солнечный круг» и «Апекс». Руководство «Солнечного круга» от комментариев отказалось. Запрос N в X5 Retail Group остался без ответа.
— Не думаю, что покупка одной сети другой сильно повлияет на расстановку сил на ростовском рынке, ведь, по большому счету, речь идет о смене вывески, — отметил директор сети «Апекс» Дмитрий Минин. — С другой стороны, в Ростове становится одним местным игроком меньше. Что касается переуступки прав, эта сумма, вероятно, равна или превышает 50% инвестиций в открытие супермаркета с нуля.
Управляющий партнер агентства недвижимости «Парус» Максим Хмель говорит, что с учетом расположения магазинов сети «ФРЕШ» — в местах с активным пешеходным и автомобильным трафиком — ставки аренды могут составлять 800–1000 руб. за кв. м в мес.:
— Допускаю, что с учетом долгосрочного характера договора и аренды всех торговых точек сразу собственник помещений мог уступить до 20%. С другой стороны, «Ассорти» придет на все готовое. Такие варианты очень интересны, даже если скидок нет: компания экономит на рекламе, не прилагает дополнительных усилий, чтобы привлечь покупателей.
По подсчетам N, ежемесячный размер арендной платы может составлять около 6,5 млн руб., переуступка прав — от 28 млн руб.
Г-н Хмель добавил, что экспансия «Ассорти», которую можно наблюдать в последнее время, говорит о намерении «потолкаться локтями» с федеральными дискаунтерами — «Пятерочкой» и «Магнитом».
По наблюдениям N, в некоторых товарных группах, в частности в бытовой химии, ростовский ретейлер устанавливает более низкие цены, чем указанные выше федеральные сети.