Подшипниковый завод тайно сменил юрлицо
Готовившийся к закрытию этой весной Десятый подшипниковый завод работает и даже набирает сотрудников. Весь персонал предприятия перешел работать в другое юрлицо — ООО «10-ГПЗ», гендиректор которого одновременно возглавляет подшипниковый завод «ОК-Лоза» в Московской области. Этот парадокс не поясняют ни на предприятиях, ни в администрации Ростова. «ОК-Лоза» по выручке меньше «10-ГПЗ», предприятие отличается тем, что активно сотрудничает с правительством РФ в области импортозамещения и стандартизации.
Весь персонал ОАО «10-ГПЗ» перешел на работу в новое юрлицо — ООО «10-ГПЗ», об этом корреспондентке N рассказали по телефону в отделе продаж предприятия, но от других комментариев воздержались.
Как ранее сообщал «Город N», 28 февраля учредитель ОАО «10-ГПЗ» принял решение о ликвидации общества, это решение в середине марта было зарегистрировано в ЕГРЮЛ. Срок ликвидации — 6 месяцев с момента принятия решения, он подойдет в конце августа. Источник на предприятии в марте этого года заявлял, что общество планирует выполнить все обязательства перед работниками в связи с закрытием завода. Он подчеркивал, что совместно с городской администрацией подготовлен план мероприятий по содействию их занятости. Другой источник, знакомый с ситуацией, отмечал, что решение было неожиданным, и связывал его с потерей крупного покупателя — ПАО «КамАЗ». Помимо этого отмечалось, что дела у предприятия в последние годы складывались не лучшим образом.
ООО «10-ГПЗ» было создано в июне этого года. Его единственный акционер — сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив «Луч» из Владимирской области. По данным «СПАРК-Интерфакса», предприятие специализируется на переработке и консервировании мяса. Бенефициар — Владимир Кулешов. 2019 год «Луч» завершил с прибылью 167 тыс. руб. при выручке около 3,9 млн руб.
По наблюдениям N, информация на официальном сайте завода изменилась.
Теперь там сообщается, что именно ООО «10-ГПЗ» является заводом-производителем ростовских подшипников. Через сайт общество ведет поиск работников на должности кладовщика, электромонтера по ремонту электрооборудования, токаря, штамповщика.
Корреспондент N позвонил в отдел кадров завода и, представившись соискателем, узнал, что завод работает, причем круглосуточно, набирает персонал. Например, токарь-универсал при выполнении плана может рассчитывать на получение 28 тыс. рублей в месяц «чистыми».
Параллельно в начале июля ОАО «10-ГПЗ» уведомило налоговую о том, что учредитель общества отменил свое решение о ликвидации. Ликвидатор — Дмитрий Михайлов — назначен гендиректором. Об этом есть сообщение в «СПАРК-Интерфаксе».
На минувшей неделе связаться с Дмитрием Михайловым по телефону не удалось — в приемной завода не брали трубку.
С просьбой прокомментировать ситуацию с отменой ликвидации и рассказать о перспективах завода по производству подшипников N обратился в администрацию города.
— 23 марта был подписан комплексный план мероприятий по содействию занятости высвобождаемых работников ОАО «Десятый подшипниковый завод», — отметила Полина Коростиева, директор департамента экономики города Ростова-на-Дону. — Уведомлений в администрацию города от компании о прекращении реализации плана не поступало. Информацией о процессе ликвидации на текущий момент располагает ликвидатор общества.
Гендиректором ООО «10-ГПЗ» является Роман Владимирович Кулешов. По данным «СПАРК-Интерфакса», он же возглавляет ОАО «ОК-Лоза», расположенное в поселке Лоза Сергиево-Посадского района Московской области. Это предприятие специализируется на производстве прецизионных (особо точных, миниатюрных) подшипников, которые используют в приборостроении. По данным публичного отчета за 2019 год и официального сайта компании, она активно сотрудничает с правительством РФ: у «ОК-Лоза» заключены договоры с Министерством промышленности и торговли РФ на выполнение инвестпроектов, связанных с разработкой, освоением и запуском в производство импортозамещающих подшипников — тонкостенных крупногабаритных шариковых и прецизионных для различных отраслей промышленности. Помимо этого «ОК-Лоза» выполняет функции секретариата в составе технического комитета по стандартизации «Приборные подшипники качения», созданного Росстандартом в 2018 году.
На запрос N с просьбой прокомментировать причины создания ООО «10-ГПЗ» и перевод туда сотрудников ростовского завода Роман Кулешов не ответил.
По данным официального сайта, «ОК-Лоза» в 1990-е годы было создано на базе Загорского филиала ВНИПП и Опытного завода ЗФ ВНИПП, основанных еще в 1949 году, чтобы удовлетворить потребность в прецизионных подшипниках зарождающегося производства ракетно-космической техники. Изготовленные там подшипники стояли в первых межконтинентальных баллистических ракетах, в спутниках и космических кораблях, в орбитальных станциях. В период перестройки в условиях конверсии завод удалось сохранить благодаря экспортным контрактам, тогда же он перешел под управление ОАО «ОК-Лоза». По данным рекламных каталогов, доступных онлайн, «ОК-Лоза» выпускает продукцию для предприятий, производящих гироскопическую и навигационную технику, системы управления для авиационной, наземной и морской техники, автомобилестроителей, текстильной промышленности, медицинских и ювелирных предприятий.
По данным годового отчета «ОК-Лоза» на 1 января 2020 года общая численность работников на предприятии составляла 262 человек. Выручка в 2019 году составила 332,2 млн рублей, чистая прибыль — 10,1 млн рублей, показатели сохранились на уровне 2018 года.
По данным «СПАРК-Интерфакса», в России сегодня действует 38 заводов по производству подшипников. Из них в 2019 году выручку более 100 млн рублей получили 12. «10-ГПЗ» был на 7-м месте по размеру выручки (596,5 млн рублей). «ОК-Лоза» — на 10-м. Лучшие результаты показали подшипниковые заводы, входящих в столичную группу «ЕПК»: «ЕПК Самара» (3,4 млрд рублей, 1-е место по выручке), «ЕПК Волжский» (2,8 млрд рублей, 2-е место) «ЕПК Саратов» (2,3 млрд рублей, 3-е место).
Этой весной, комментируя закрытие «10-ГПЗ», представитель Alto Consulting Group Юлия Каулькина предполагала, что оно может быть связано с существенным увеличением объема импортируемой продукции по более привлекательным ценам за последние несколько лет и снижением конкурентоспособности отечественной продукции.
В мае этого года, говоря о ситуации на рынке подшипников, руководитель обособленного подразделения «Росподшипник», работающего в Ростове больше 10 лет, Олег Север отмечал: «Спрос на подшипники растет. Думаю, емкость рынка Ростовской области достаточно большая. Особенность в том, что в регионе присутствуют заводы военно-промышленного комплекса и сельхозмашиностроения, металлургические предприятия и т. д. Постоянно развивающееся сельское хозяйство требует обслуживания и ремонта тракторов, машин, комбайнов. Конкуренция среди поставщиков товара достаточно острая, но мы чувствуем себя вполне уверенно. На ростовском рынке представлены подшипники и европейских, и отечественных брендов. Среди российских производителей наша компания сотрудничает с Курской подшипниковой компанией, Вологодским подшипниковым заводом, продаем и оставшуюся продукцию ростовского «10-ГПЗ». Правда, российскую промышленность все больше заменяют Китай и Европа. В последнее время на отечественное оборудование вместо российских подшипников чаще ставят дешевые китайские аналоги.