«Магнит» и «Пятерочка» зовут фермеров поторговать вместе
АО «Тандер» обкатывает в Ростовской области новый проект «Фермерская лавка». Это небольшая площадка внутри магазина, на которой фермеры сами продают собственную продукцию. Похожий проект реализует X5 Retail Group в своих «Пятерочках».
Условия в «фермерской» зоне супермаркета менее жесткие, чем для остальных поставщиков: не нужны большие объемы поставок, достаточно обеспечивать товаром 1–3 магазина. Партнер платит аренду и торгует самостоятельно. Федеральные сети рассчитывают, что привлечение фермерской продукции поможет нарастить трафик, поскольку интерес покупателя к натуральному и фермерскому растет. Рост интереса подтверждают и другие участники рынка.
АО «Тандер», развивающий сеть «Магнит», реализует в Ростовской области тестовый проект «Фермерская лавка». Это специально выделенные зоны в супермаркетах «Магнит» площадью до 20 кв. м со свежей крестьянской продукцией, пояснили в пресс-службе компании. Приглашение фермерским хозяйствам арендовать в «Магните» площади для торговли корреспондент N увидел в одном из супермаркетов сети «Магнит».
В пресс-службе АО «Тандер» пояснили, что «Фермерские лавки» призваны «расширить гамму сервисов, повысить интерес к посещению торговых точек, экономя время и бюджет покупателей». По данным пресс-службы, всего в этом году открыто более 70 «Фермерских лавок» в разных городах России: Белгороде, Краснодаре, Архангельске, Воронеже, Курске, Липецке и других. Первая «Фермерская лавка» в Ростове появилась прошедшим летом в «Магните» в районе улицы Горького, на сегодня в нашем регионе действует 15 лавок, в том числе в Ростове, Таганроге, Батайске и других городах.
Стоимость аренды на территории «Фермерской лавки» в Магните не называют, имена партнеров, а также их количество тоже не раскрываются. В одном из объявлений АО «Тандер», размещенном в сети интернет, сообщается, что по условиям сотрудничества арендатор самостоятельно организует торговый процесс, включая поставку фермерских продуктов и их реализацию.
— В среднем «Фермерская лавка» насчитывает 50 наименований товаров разных производителей: мясомолочная продукция, мясные копчености, мясные и рыбные полуфабрикаты, соленья, приправы, пряности, мед, сухофрукты и другие, — сообщили в пресс-службе АО «Тандер». — Покупатель, приходя в магазин, получает дополнительный ассортимент, поставщик — новую точку продаж и продвижение своего бренда через крупную сеть. Работа уже открытых отделов показывает, что они востребованы у покупателей. В планах компании — развивать такие лавки в различных регионах России.
Геннадий Таран, директор макрорегиона «Юг» торговой сети «Пятерочка» X5 Retail Group, рассказал N, что компания тоже приступила к реализации фермерской продукции в дискаунтерах «Пятерочка» на территории Ростовской области:
— С нами сейчас работает около 8 индивидуальных предпринимателей, в прикассовых зонах размещено 27 лавок, а внутри магазина (по системе shop in shop) — 16. В ассортименте — свежее мясо, мед, рыбная продукция (охлажденная, вяленая, копченая). При этом мы планируем расширять фермерские дворики — хотим визуально выделить их, увеличить ассортимент, найти уникальных поставщиков. Мы готовы поделиться своим трафиком с фермерами и хотим сами получить дополнительный трафик за счет интересного предложения. Как правило, фермерам сложно войти в крупную сеть — из-за недостаточных объемов, нерегулярности поставок, но в 1–3 магазина поставлять продукцию они могут, и мы в этом тоже заинтересованы.
Собеседник N уточнил, что в рамках сотрудничества фермеры предоставляют администрации сети пакет документов, гарантирующих качество продукции, затем арендуют площади и торгуют самостоятельно.
Директор по корпоративным коммуникациям «АШАН Ритейл Россия» Мария Курносова отмечает растущий интерес клиентов компании к натуральной фермерской продукции, по ее словам, «АШАН» не оставляет этот интерес без внимания:
— В отделах гипермаркетов «АШАН» уже выделены отдельные зоны, где представлены фермерские продукты. На полках для наших клиентов появились натуральные козьи и коровьи сыры. Во всех магазинах Ростова установлены молокоматы с фермерским молоком с высоким процентом жирности и коротким сроком годности. Мы не планируем на этом останавливаться, готовы расширять линейку качественной фермерской продукции и открыты к предложениям от локальных производителей.
Местный производитель козьего молока под брендом «Ламанча» Юрий Панченко считает, что участие в проекте «Фермерская лавка» может быть полезно и выгодно с точки зрения продвижения и продажи продукции, но есть вопросы к условию вести самостоятельные продажи на территории магазина:
— Не думаю, что фермер сам сможет и у себя в хозяйстве успевать, и в магазине продавать, значит, нужно, чтобы продажи окупали зарплату нанятого сотрудника, — отмечает г-н Панченко. — Чтобы понять, насколько такое сотрудничество будет полезно фермеру, нужно изучить расположение магазина, трафик, понять, насколько будет востребован ассортимент фермерской точки. Если бы продукт заводился в матрицу сети со своим штрих-кодом и был представлен на отдельном фермерском стенде в магазине, это сотрудничество было бы более продуктивным для фермера.
В Ростове развиваются и другие бизнес-проекты, ориентированные на интерес потребителя к натуральному, фермерскому. Ранее N рассказывал о новой сети лавок натуральных молочных продуктов «Отведай» предпринимателя Дмитрия Кочубеева (подробнее см. N, № 1290), о бизнесе компании «Донские пекарные традиции», которая выпускает более полезный бездрожжевой хлеб и развивает собственную сеть булочных (см. N, № 1244).
В интервью N Алексей Гриднев, основатель ООО «Донские пекарные традиции», отмечал:
— Замечена общероссийская тенденция, что потребитель начал уходить из гипермаркетов. И начал приходить в магазины у дома — там выручка растет, а в гипермаркетах падает. Наверное, потому, что потребитель вначале гнался за низкой ценой, а теперь стал больше ценить свое время. И еще одна общероссийская тенденция — потребитель стал больше посещать крафтовые заведения, в которых продается что-то свежеприготовленное, по правильным технологиям. Видимо, потребитель устал от гипермаркетов, упаковок, консервантов, однообразия.