«Будем обучать китайских партнеров выращивать черешню»
Агрофирма «Донецкая долина» достигла договоренностей с крупной китайской агрокомпанией о поставках саженцев черешни. Если саженцы приживутся, к 2025 году донская компания увеличит их отгрузки в Китай до 100 тысяч штук, говорят гендиректор предприятия Алексей Рягузов и заместитель генерального директора Василий Индыло.
Агрофирма «Донецкая долина», специализирующаяся на производстве саженцев плодовых деревьев и развитии черешневого сада в Донецке Ростовской области, наращивает мощности и выходит на международный рынок. К 2025 году компания планирует увеличить объем производства саженцев на 70%, до 850 тыс. штук в год. Агрофирма «Донецкая долина» заключает долгосрочный контракт на поставку саженцев черешни в Китай. Одновременно с этим компания занимается развитием агротуризма и создает на территории своего питомника туристический кластер.
N: — Что сейчас есть в вашем ассортименте, что вы выращиваете?
А.Р.: — Мы выращиваем саженцы плодовых деревьев: яблони, сливы, черешни, вишни, алычи, груши. Помимо саженцев продаем фрукты и ягоды.
N: — Вы выращиваете саженцы достаточно распространенных деревьев — вишни, сливы, яблони, черешни. Насколько остра конкуренция на этом рынке и как вам удается найти место на нем?
В.И.: — В Ростовской области у нас практически нет конкурентов, потому что мы уникальный питомник с уникальным ассортиментом сортоподвойных комбинаций: более 50 сортов яблони, 30 сортов черешни, 12 сортов сливы, 7 сортов вишни, 5 сортов груши. Это наше преимущество. Такого ассортимента, как у нас, в Ростовской области нет ни у кого. Есть крупные питомники в Кабардино-Балкарии, Ставропольском и Краснодарском краях, которые составляют нам конкуренцию, но и то мы работаем с покупателями из этих регионов, потому что некоторые сорта можно найти только у нас. Крупные хозяйства могут выращивать в 10-20 раз больше по объемам, но у них очень узкий ассортимент. Мы восполняем недостатки крупных хозяйств и занимаем эту нишу. За счет этого выигрываем конкуренцию.
N: — Какую площадь занимает питомник и на какие объемы производства вы сегодня выходите?
А.Р.: — Ежегодно мы выращиваем более 500 тыс. штук саженцев и более 1 млн штук подвоя. К осени 2024 года мы планируем выйти на объем больше 700 тыс. саженцев, а к 2025 году — на почти 850 тыс. саженцев и 1,5 млн штук подвоя. Площадь питомника в Донецке составляет 34 га, в Сальском районе — 16 га. Это только питомники, а общий земельный фонд, находящийся в распоряжении компании, составляет более 100 га. В зависимости от спроса и заказов мы выращиваем разное количество саженцев, определяем, какой сорт какую площадь займет. Например, на 2024 год у нас уже заказали 10 тысяч штук черешни. В этом году мы посадили однолетнюю, в следующем будет двухлетняя.
N: — Вы выращиваете под заказ или ориентируетесь на свои прогнозы по спросу?
А.Р.: — И так и так. Мы знаем, что последние годы пользуется популярностью. Черешню можно выращивать любую. Ее разбирают всегда, все сорта. Есть определённые сорта яблок, которые всегда популярны. Работаем и по предзаказу. Есть клиенты, которые уже заказали саженцы на 2024 и 2025 годы.
N: — В 2022-м вы заложили поля земляники и лаванды. Почему решили сделать ставку именно на них?
А.Р.: — Идея посадить лаванду появилась, когда я был в Крыму и увидел там лавандовые поля. Решил, почему бы не сделать у нас так же красиво.
Мы хотим развивать диверсифицированный разносторонний бизнес, поэтому заложили ежевику, клубнику, малину. Поля — громкое слово. Пока это отдельные участки, буквально несколько соток. Осенью хотим посадить популярные чернику или голубику — эта ниша сейчас свободна. Все, что сегодня представлено на рынке, — турецкое, азербайджанское, иранское, израильское или узбекское. Вы видели в магазинах ростовскую голубику? Я — нет.
N: — Будете как-то использовать или продавать лаванду?
А.Р.: — Для начала она должна вырасти. Лаванду мы посадили только осенью. Когда она вырастет, будет возможность обустраивать зону отдыха, привлекать туристов, устраивать фотосессии. Можно собирать и перерабатывать, запустить косметологическую линию, но это в стадии идеи, пока никто даже не подсчитывал себестоимость и не изучал спрос. Пока лавандовые поля у нас выполняют эстетическую функцию.
N: — Когда ожидаете первый урожай ежевики, клубники, малины?
В.И.: — Клубника уже показала успешно себя, качество очень конкурентоспособно. Продавать можно ее жителям Донецка. Малину посадили еще в прошлом году. Ежевика пойдет в этом году. Хотим расширить географию продаж, думаю, особенно перспективными будут северные районы Ростовской области, ближе к которым мы находимся, — Каменск-Шахтинский, Миллерово. Есть также предварительные договоренности с несколькими небольшими сетями Москвы и Московской области, магазинами в Жуковском и Долгопрудном. Они готовы с нами сотрудничать, осталось только вырастить. Рассчитываем, что будем поставлять туда нашу сезонную продукцию. Пошла клубника — отправили, пошла малина — отправили, появились яблоки и черешня — продали.
N: — Какова география поставок и кто является вашими основными клиентами?
В.И.: — Саженцы поставляем по всему югу России и Северному Кавказу. Очень много отправляем в Дагестан и Крым. Работаем от Астрахани и до Крыма. Были поставки и в центральные регионы, Поволжье, Тулу, Липецк. Сделали несколько отправок в Туркменистан. Сейчас заключаем контракт с китайской компанией Changyi Agricultural innovation and Development group. Это долгосрочный контракт. Китайские партнеры хотят попробовать посадить у себя черешневый сад на площади 80 гектаров с использованием наших саженцев. Начать планируют с небольших объемов. Этой осенью они рассчитывают получить около 1,5 тыс. саженцев черешни. Если она приживется, то осенью 2024 года объем поставок вырастет до 10 тысяч саженцев, а к 2025-2027-му — от 100 тысяч саженцев и больше. Это очень хорошие объемы.
N: — Как вам удалось выйти на китайских партнеров?
В.И.: — В прошлом году мы начали сотрудничество с Русско-Азиатским союзом промышленников и предпринимателей. Эта организация оказывает содействие в поиске партнеров на азиатском рынке. Заказывали платную услугу по поиску потенциальных клиентов, они нас познакомили с китайской компанией, разослали наши презентационные материалы, документы, организовали несколько видеовстреч. Подписали рамочное соглашение о взаимопонимании и сотрудничестве в рамках IV Международного муниципального форума стран БРИКС+. В апреле 2023 года мы с главным агрономом летали в Китай в провинцию Шаньдунь, город Чаньи. Провели очные переговоры с руководством компании, с инвесторами, собственниками, подтвердили договоренности. Сейчас наши юристы согласовывают детали контракта.
N: — Было ли что-то, что вас удивило у китайских партнеров?
В.И.: — Высокая организация, уровень культуры бизнеса и технологий, у нас такое мало где встретишь. Когда смотришь на их технологии, понимаешь, что у нас детская тепличка. Мы были на предприятии по выращиванию томатов и земляники в круглогодичной теплице. Это вызывает восхищение. Китайцы используют уникальную технологию выращивания томатов на гидропонике, когда плоды растут в подвесных конструкциях в определенной питательной среде, а не в открытом грунте. В мире несколько компаний, которые такое умеют, но уровень того, как это сделано в Китае, качество и вкусовые характеристики сильно выигрывают по сравнению с мировыми аналогами. Есть много продвинутых европейских компаний, но китайцы превзошли, мне кажется, всех.
N: — На переговорах обсуждалось и создание совместных предприятий на территории Китая и России. О чем шла речь?
В.И.: — Обсуждается два сценария сотрудничества. Китайцы хотят зарегистрировать отдельное юрлицо и создать с нами совместное предприятие в Китае — сады черешни в теплице. Мы будем выступать поставщиками саженцев и обучать китайских партнеров выращиванию черешни в теплицах, консультировать по удобрениям, пестицидам, гербицидам, уходу и аграрным работам в целом. Наши восточные партнеры берут на себя бремя по содержанию, инвестициям и строительству тепличного комплекса. У китайцев есть большой минус — при всем обилии инвестиций и инфраструктурной обеспеченности у них очень слабые знания в сфере агрономического сопровождения проектов. Им нужны наши знания, технологии, агрономы и саженцы. Прибыль от реализованной продукции будет делиться.
Второй вариант сотрудничества — создание аналогичного предприятия в России на базе нашего питомника за счет китайских инвестиций. Они рассматривают возможность проинвестировать в создание такого же зеркального тепличного комплекса на территории нашей компании. У нас постоянная нехватка оборотных средств. Мы активно привлекаем инвесторов для масштабирования. Китайские партнеры как раз готовы выступить инвесторами и помочь нам реализовать проект по строительству теплиц с выращиванием черешни в закрытом грунте.
N: — Насколько это уникальный проект? Есть ли аналоги в России и в Ростовской области?
В.И.: — В России точно нет. Мы будем первые и, наверное, если никто не сделает это быстрее, единственные в России. Подобные проекты есть в Чили — эта страна является одним из крупнейших поставщиков черешни на мировой рынок. Если мы создадим предприятие и наладим выпуск, то перспективы открываются, конечно, колоссальные.
N: — Вы создаете туристический кластер на территории питомника, планируете продвигать агротуризм. Каким вы видите свой кластер, как он будет работать?
А.Р.: — Это будет целый комплекс услуг, которые каждый приезжающий к нам гость сможет получить. Начиная от эстетического наслаждения, заканчивая возможностью научиться выращивать свой сад. Будем проводить экскурсии, показывать, как из косточки выращивается сад и саженцы, как собирается урожай, как перерабатывается черешня. Одно из направлений — программа «Вырасти свой саженец». Любой желающий может приехать, посадить себе дерево, удобрять, опрыскивать его, наш главный агроном будет рассказывать и показывать, как это делать профессионально. Это для тех, у кого не получается на своем участке вырастить сад. Мы можем привлекать туристов на сбор урожая. Возрождаем уникальную советскую традицию, когда все ездили на картошку или арбузы. Участникам программы можно давать, например, скидку 20-30% на покупку собранного урожая.
N: — Как туристы будут добираться до вас? Есть ли проблемы с общественным транспортом?
А.Р.: — До Донецка регулярно ходит рейсовый автобус. По договоренности мы готовы встречать гостей там. Рассчитываем также на туристов, которое едут по М-4 «Дон». Кроме того, мы находимся в нескольких километрах от трассы, которая ведет в сторону Луганска и Донецка.
N: — Туристический кластер — это скорее коммерческий или маркетинговый проект?
А.Р.: — Конечно, развитие агротуризма — это и реклама, и способ привлечь внимание к нашей компании, и дополнительный источник дохода. Но в некотором роде все-таки и социально-политический проект. В нашей стране десятилетиями думали, что можно купить чилийскую черешню, польские яблоки, аргентинский виноград, турецкие помидоры. Сейчас правительство принимает ряд шагов по изменению этой политики. Появилось много субсидий на поддержку садоводства и растениеводства, на закладку новых многолетних насаждений. Мы активно пользуемся рядом государственных мер поддержки. Этот кластер — если не одна из возможностей продемонстрировать результаты, то способ показать, насколько важно создавать в стране собственные независимые и конкурентоспособные мировым предприятия. Показать всем, что наша страна может сама выращивать и обеспечивать себя и яблоками, и сливами, и черешней, и грушей, а в первую очередь — качественным посадочным материалом.
N: — Сколько средств планируете направить на создание кластера?
А.Р.: — Каждый день цифры растут. Сейчас поступило предложение о строительстве гостиницы. Думаем над тем, чтобы расширить ландшафтный парк, высадить хвойную зону. Итоговая сумма будет около 50 млн рублей.
Справка
ООО «Агрофирма “Донецкая долина”» зарегистрировано в 2017 году в городе Донецке Ростовской области. Основной вид деятельности — выращивание прочих плодовых деревьев, кустарников и орехов. Собственник компании — Алексей Рягузов.