«Астон» причаливает в Азовском морском порту
ГК «Астон» покупает Азовский портовый элеватор в Ростовской области. Два источника N знают о готовящейся сделке. В ноябре структура, связанная с основателем «Астона» Вадимом Викуловым, взяла в залог большую часть имущества портового элеватора.
ООО «Азовский портовый элеватор» — обломок некогда крупной казахской агропромышленной группы компаний, которая сейчас переживает тяжелые времена. Эксперт оценивает стоимость инфраструктурного объекта в 15–30 млн долларов и считает инвестиции в портовую инфраструктуру перспективными. Покупка укрепит позиции «Астона» как крупнейшего стивидора в Ростовской области. ООО «Азово-Донской зерновой терминал» (АДЗТ), связанное с основателем агрохолдинга «Астон» Вадимом Викуловым, в конце ноября стало залогодателем ООО «Азовский портовый элеватор».
По данным «СПАРК-Интерфакса», в залоге у АДЗТ транспорт, оборудование, офисная техника и мебель, принадлежащие элеватору, в том числе автопогрузчики и автомобилеразгрузчики, конвейеры, прочее оборудование для погрузки, трансформаторная подстанция и т. д.
Один из участников зернового рынка сообщил, что, по его информации, «Астон» покупает Азовский портовый элеватор: «Скорее всего, оформление залога — это часть сделки». Другой источник знает, что на актив искали покупателя, он слышал о том, что «Астон» заинтересовался предложением, но на какой стадии процесс, ему неизвестно.
В пресс-службе «Астона» просьбу N подтвердить или опровергнуть информацию о сделке оставили без ответа. В Азовский портовый элеватор на минувшей неделе дозвониться не удалось.
АДЗТ был зарегистрирован в Ростове в начале ноября текущего года. Основной вид деятельности — хранение и складирование зерна. Договор залога с Азовским портовым элеватором был оформлен в конце ноября. На тот момент 100% в УК общества принадлежало ООО «Агентство Астон Энтерпрайз», 75% долей в УК этого юрлица принадлежат Вадиму Викулову. По данным «СПАРК-Интерфакса», на минувшей неделе, 9 декабря, бенефициар АДЗТ сменился, теперь 100% в УК принадлежит Екатерине Резановой. Ее контактов, а также любых данных о ней в открытых источниках найти не удалось.
Нельзя не вспомнить о том, что похожий сценарий разворачивался, когда агрохолдинг «СТЕПЬ» (входит в АФК «Система») покупал ООО «СПК “Родная земля”», управляющее 30,3 тыс. га в Каменском районе Ростовской области: за несколько месяцев до объявления о сделке СПК «Родная земля» заложил весь свой будущий урожай Торговому дому «Агрохолдинг “СТЕПЬ”».
Азовский портовый элеватор был частью некогда крупного сельхозбизнеса казахстанского долларового миллионера Нурлана Тлеубаева. В 2016 году Forbes оценивал его состояние в 257 миллионов долларов. Бизнесмен управлял крупным зернотрейдером ТОО «Корпорация “АПК-Инвест”», ТОО «Холдинг “Алиби”», другими активами. Как следует из отчета «АПК-Инвеста» за 2014 год, тогда на долю компании приходилась примерно четверть зернового экспорта Казахстана. Азовский портовый элеватор был дочерним предприятием зернотрейдера.
По информации алма-атинской газеты «Курсив», под контролем «Алиби» находился 1 млн сельхозугодий в республике. В 2015–2019 годах бизнес Тлеубаева пошатнулся. В этом году нурсултанская газета Azattyq Rhy со ссылкой на неофициальные источники написала о долговых обязательствах холдинга «Алиби» на уровне 250 млн долларов. В 2019 году газета «Курсив» со ссылкой на вицеминистра сельского хозяйства Казахстана Айдарбека Сапарова сообщила, что земли «Алиби» переданы другим инвесторам.
В Ростовской области к бизнес-активам Тлеубаева помимо Азовского портового элеватора относилась ГК «Ростовская нива», которая в прошлом году за долги перешла Московскому Индустриальному банку. Группа управляет около 130 тыс. га земли, большая часть из них — в Ростовской области. Как ранее сообщал N со ссылкой на собственные источники, в этом году активы «Ростовской нивы» покупает «ГАП Ресурс».
По данным Росморречфлота, Азовский портовый элеватор занимается перевалкой грузов на двух причалах, его пропускная способность — 270 тыс. т в год. Емкость резервуаров для хранения зерновых составляет 49 тыс. т. Площадь крытых складов — 4,3 тыс. кв. м.
Источник N говорит, что на самом деле элеватор может переваливать как минимум 800 тыс. т зерна в год: «Это хороший терминал, там есть свои ж.-д. пути, возможности хранения зерновых не меньше 30 тыс. т, — отличный актив».
По данным «СПАРК-Интерфакса», сейчас элеватор через московскую компанию «Фингрейн-Мин» принадлежит нурсултанскому ТОО «Аршалы-2010».
Судя по информации из доступных источников, в последние два года дела у предприятия шли неважно. В 2019 году ФНС России дважды подавало иск о банкротстве Азовского портового элеватора, однако оба раза компания погашала задолженность и дела были закрыты.
Этим летом ООО «ВЕРТИКАЛЬ» подало на банкротство элеватора в связи с задолженностью более 2 млн рублей, это дело тоже было закрыто в связи с выплатой долга. В ноябре этого года ООО «РАМ банк» в лице конкурсного управляющего госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» подал иск о признании общества банкротом. Слушание дела назначено на 26 января 2021 года. Задолженность перед «РАМ банком» составляет 573,6 млн рублей. Скорее всего, новый владелец получит предприятие, выкупив его многочисленные долги, считают участники рынка.
По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2019 году выручка ООО «Азовский портовый элеватор» сократилась в 2,96 раза, до 410,7 млн рублей, общество получило убыток 1,2 млрд. Объем долгосрочных заемных средств на конец года — 385,2 млн рублей, краткосрочных — 324,1 млн рублей.
Руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов соглашается, что Азовский портовый элеватор — интересный актив, с учетом мощностей перевалки и возможностей по хранению зерновых:
— Его цена без учета коммерции — под 15 млн долларов, а с коммерцией, то есть со всеми договорами (на перевалку, хранение) — около 25–35 млн долларов. Его покупка для «Астона» — вполне логичный шаг, инвестиции в порты сегодня оправданны, несмотря на локальные спады, перевалка зерна будет расти. Обеспечение продуктами питания — то, что всегда будет востребовано.
Сегодня «Астон» управляет двумя терминалами в морском порту Ростов-на-Дону: ОАО «Моряк» и АО «Астон продукты питания и пищевые ингредиенты». Последний летом 2019 года расширился за счет приобретения ООО «Торговый порт». В прошлом году «Астон» объявил о планах вложить 1 млрд рублей в реконструкцию терминала, построить новый элеваторный комплекс емкостью 112 тыс. т зерна и нарастить совокупные мощности перевалки зерновых в Ростове с 1,6 млн т до 4,5 млн т. Судя по данным Федерального агентства морского и речного транспорта, эти планы частично реализованы: «Астон» к августу 2020 года увеличил пропускную способность терминала «Астон продукты и пищевые ингредиенты» с 1,5 млн т до 4,4 млн т сухих грузов в год. Но элеваторный комплекс пока не построил. Если «Астон» приобретет Азовский портовый элеватор, он сможет переваливать до 5,4 млн т зерна в Ростовской области. А совокупные мощности вместе с перевалкой наливных грузов составят более 7,1 млн т. Это укрепит позиции «Астона» как крупнейшего стивидора в Ростовской области.
Всего в трех крупных портах на территории Ростовской области действует более двадцати стивидорных компаний. Среди крупнейших по перевалке сухих грузов в Азовском морском порту — ООО «Азовский зерновой терминал» (1,4 млн т сухих грузов в год), ОАО «Азовский завод стройматериалов» (1,4 млн т). В Ростовском порту — ОАО «Ростовский порт» (2,8 млн т в год), ЗАО «Юг Руси» (2,4 млн т сухих грузов), АО «Астон продукты питания и пищевые ингредиенты». В порту Таганрога — АО «Таганрогский морской торговый порт» (1,4 млн т сухих грузов в год).
В последние годы о планах расширять свои портовые мощности в морском порту Азова заявляли агрохолдинг «СТЕПЬ» (до 2 млн т в год), группа компаний «Астра Альянс» (с 0,75 млн т до 1,5 млн т в год), «Каргилл» (с 650 тыс. т до 1 млн т). Сопоставимую с «Астоном» заявку на увеличение собственных мощностей перевалки сделал крупнейший отечественный зернотрейдер ТД «РИФ». В этом году Главгосэкспертиза России выдала компании положительное заключение по проекту реконструкции зернового терминала в Азовском морском порту. По данным пресс-службы ведомства, реконструкция откроет возможности для перевалки до 6 млн тонн зерна в год.