г. Ростов-на-Дону
16 января 2021 07:59:02

В Ростове сделают беспилотники для охраны Крымского моста

Ростовский институт радиосвязи (ФГУП «РНИИРС») заключил контракт на поставку Росгвардии двух беспилотных летательных аппаратов (БЛА) «Орел-БПЛА» для воинской части, которая охраняет Крымский мост. Бюджет заплатит за аппараты почти 400 млн рублей. В Ростове беспилотная техника выпускается не только предприятиями, ориентированными на оборонку. Кроме РНИИРС образец БЛА есть у завода «Горизонт». Он уже прошел обкатку в ходе Олимпиады в Сочи. Беспилотный комбайн есть у «Ростсельмаша». Небольшая компания «РостАгроСевис» оснащает агронавигаторами сельхозмашины и авиацию. На Дону этой темой занимаются энтузиасты и ученые. Новая сфера может получить значительный импульс после отработки механизмов регулирования деятельности грузовых дронов. Одним из регионов, где планируется тестирование этого механизма, может стать Ростовская область.
В Ростове сделают беспилотники для охраны Крымского моста БЛА завода «Горизонт» уже прошел обкатку в ходе Олимпиады в Сочи
В Ростове сделают беспилотники для охраны Крымского моста

Информация о заключении Росгвардией контракта с Федеральным государственным унитарным предприятием «Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт радиосвязи» опубликована на сайте госзакупок. Торги были безальтернативными. РНИИРС был единственным участником. Согласно условиям контракта он должен поставить воинской части, которая базируется в Керчи, два беспилотника «Орел-БПЛА» стоимостью 197,7 млн руб. каждый до 20 декабря 2021 года.

Ранее ТАСС сообщал, что комплекс «Орел-БПЛА» предназначен для радиолокационного обнаружения, сопровождения и подавления каналов беспилотников малого класса.

Такие беспилотники с камерой сегодня можно свободно купить по цене от 11 тыс. рублей. В обычной мирной жизни их используют журналисты, фотолюбители, службы безопасности компаний — кто угодно. В этом году продажи дронов, как пишут «Ведомости» со ссылкой на «М.Видео», растут вдвое быстрее, чем год назад. В феврале этого года правила использования дронов, их также называют коптерами, стали значительно мягче. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. № 74 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации» позволяет запускать дроны со взлетной массой до 30 кг без согласования — на высоте до 150 м от земли или воды в пределах прямой видимости от оператора и в светлое время суток.

На рынке уже есть оборудование и программное обеспечение, которое может сообщать о приближении дронов к частным владениям и может даже нейтрализовать их. После расследований Алексея Навального в отношении российских чиновников и членов их семей спрос на него наверняка есть.

Что касается военной сферы, то конфликты на Ближнем Востоке и в Карабахе показали, что дешевый коптер стоимостью 500 долларов может нанести урон, исчисляемый в сотни миллионов долларов. Как раз в 100 млн долларов оценили недавно взрыв стадиона в сирийском Дейр-эз-Зоре, где были размещены сирийские военные. В целом же урон от дронов в ходе боевых действий в указанных регионах эксперты исчисляют в миллиарды долларов.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что Россия, пока отставая от мировых лидеров в производстве ударных БЛА, имеет достаточное хорошие позиции в создании беспилотников, которые решают задачи патрулирования и мониторинга значительных по протяженности объектов, обеспечения их безопасности.

Широкому использованию тяжелых дронов в народном хозяйстве, по его мнению, сегодня мешают преимущественно факторы несовершенства нормативно-правовой базы. Однако в ряде сегментов беспилотники не могут работать из-за экономических причин: к примеру, легальные операторы БПЛА при выполнении сельхозработ не могут конкурировать с пилотами, работающими в теневом секторе.

РНИИРС — одно из старейших оборонных предприятий Ростова. Основано в 1959 году. Подробные данные о его финансовой деятельности не раскрываются. Уставный капитал, согласно данным «СПАРК-Интерфакса», составляет 2,77 млрд руб. В этом году предприятие заключило четыре контракта на сумму 721,8 млн рублей. Специализация института указана в его названии. Изготовление дрона, как считают эксперты, тема для предприятия новая. Однако в Ростове уже есть пример выпуска воздушных беспилотников частным предприятием, работающим на оборонку. Речь идет о принадлежащем семье Мазиных заводе «Горизонт», который специализируется на выпуске навигационных и радиолокационных систем. В прошлом году он представил на международной выставке «Иннопром-2019» мобильный комплекс контроля и обнаружения беспилотников «Патриот-Бекас». Комплекс может монтироваться на базе различных автотранспортных средств, дальность обнаружения различных объектов в воздухе, на земле и над водой (до 25 км), быстрота развертывания (8-10 минут).

Заводом, как следует из презентации на его сайте, разработана единая автоматизированная система технического контроля типа «Рубеж», которая включает новые средства технической разведки: МПК «Патриот ОКАПИ», береговой патрульный мобильный комплекс «Патриот ОКАПИ-ГАЛС» и вертолетный беспилотный авиационный комплекс «Горизонт Эйр S-100».

Во время Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи беспилотный авиационный комплекс «Горизонт Эйр S-100» контролировал зону акватории Олимпийской деревни.

Беспилотники находят все более широкое применение в экономике. Беспилотный комбайн уже есть у «Ростсельмаша». Команда таганрогских инженеров разработала беспилотный автомобиль «Я сам». Администрация Усть-Донецкого района обещала недавно при помощи беспилотных летательных аппаратов, в которые встроена камера высокого разрешения, искать нарушителей режима самоизоляции.

В прошлом году Российский фонд фундаментальных исследований поддержал проект Южного федерального университета по теме «Фундаментальные проблемы управления беспилотными транспортными средствами “умного города”«.

В течение трех лет на финансирование этой научной работы фонд будет ежегодно направлять по 5 млн рублей.

Небольшая ростовская компания «Ростагросервис» динамично развивает бизнес, выпуская навигаторы для техники, которая используется в сельском хозяйстве. За пять лет ее выручка выросла почти вдвое. В этом году, как рассказывал N директор компании Олег Ной, компания выполняет много заказов сельхозавиации, которая стала востребованной с прошлого года. Ей нужны бортовые компьютеры, курсоуказатели для определения площадей, которые они обрабатывают. «Ростагросервис» разработал и реализовал программный продукт с оборудованием для более 100 воздушных судов по всей России. Кроме того, компания выпускает контроллеры, которые управляют системой опрыскивания: дозируют объем ядохимикатов, расходуемых на определенное количество гектаров. Для сельхозавиации никто такой продукции в России не делает. Дроны в сельхозавиации использовать очень дорого: их обслуживают три человека, батареи хватает лишь на 20-30 мин. работы, рассказал Олег Ной:

— Пока что использование воздушных беспилотников в сельском хозяйстве — узкая сфера. Есть компании, которые оказывают услуги по составлению с помощью беспилотников почвенных карт на основе NDVI. Это индекс качества и количества растительности на участке поля. Стоимость их услуг — примерно 200-300 рублей за гектар. На одной из недавних выставок мы встретили компанию из Краснодара, которая оказывает услуги точечной обработки полей от сорняков с помощью дронов. Эти услуги обходятся в 4-5 тыс. руб. за гектар. Это дешевле, чем загонять в поле опрыскиватель. Но пока что спрос на них не слишком высок. Беспилотник для оказания таких услуг в Китае стоит 200 тыс. рублей, но с растаможкой и доставкой обойдется в миллион. При этом нужно еще научиться управлять этой техникой. Сфера БЛА будет развиваться. Нам же пока интереснее работать в плане создания программного обеспечения для тех секторов, где беспилотная техника применяется более широко. Сейчас это машины для полевых работ. Но мы смотрим по сторонам и готовы, например, поработать с каким-нибудь военным заводом по этой тематике над проектом для гражданской сферы.

Одним из перспективных направлений может стать использование дронов для доставки грузов. Пока нормативная база для этого отсутствует. Однако, как писали недавно «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу рабочей группы по совершенствованию законодательства для обеспечения реализации мероприятий Национальной технологической инициативы «Аэронет», обсуждается идея создания на территории центра «Сколково» тестовой зоны беспилотников, которые предназначены для доставки срочных грузов (например, донорских органов). Экспериментальный режим для полетов БПЛА может быть принят не только в Москве, но и, скажем, в Томской области, ХМАО, Южном федеральном округе (для выполнения беспилотниками аграрных задач), сообщает издание.

Сфера беспилотников уже требует кадровой подпитки. Пока что большинство вакансий по специальности «оператор БЛА» — в Москве. Предлагаемая зарплата — 60-100 тыс. руб. На юге такого специалиста искал недавно агрохолдинг «СТЕПЬ».

«Несколько удивил выбор компании-исполнителя»

Денис Федутинов, главный редактор издания «Беспилотная авиация», эксперт в области беспилотных систем, прокомментировал для N контракт РНИИРС и перспективы развития БПЛА.

N: — Насколько актуально создание БЛА с таким функционалом?

Д.Ф.: — К сожалению, не увидел требуемые ТТХ беспилотного комплекса. Росгвардия, а ранее ВВ МВД РФ уже достаточно давно используют в своих служебных задачах беспилотные авиационные системы. В течение ряда лет служба закупала комплексы БЛА семейства «Элерон» казанской компании «Эникс». Полагаю, что выбор в пользу иных систем в данном конкретном случае может быть обусловлен специфическими задачами, связанными с обнаружением, сопровождением и нейтрализацией других БПЛА. Применение других БПЛА для перехвата малых беспилотников — одно из возможных решений задачи парирования угроз, потенциально исходящих от них. Не самое распространенное в мире — как правило, шире используются наземные системы радиоэлектронного и кинетического воздействия, — но тем не менее существующее. При этом беспилотник-охотник оснащается сетью или даже взрывным устройством для захвата или поражения нейтрализуемого аппарата соответственно. Несколько удивил выбор компании-исполнителя, не известной своими профильными достижениями. Вероятно, основным мотивом было желание местного заказчика оставить заказ в регионе.

N: — Насколько высока элементная зависимость России в создании БЛА?

Д.Ф.: — Элементная зависимость от иностранных поставщиков в части беспилотных систем практически тотальная. Большое число подсистем и подавляющее количество компонентов элементной базы закупаются за рубежом. Переход на отечественные решения возможен, но будет обусловлен дополнительными временными и финансовыми затратами. Чаще всего весьма существенными.

N: — Какие воздушные беспилотники нужны сейчас военному сектору больше всего?

Д.Ф.: — Необходим полный спектр доступных беспилотных систем начиная от малого класса и заканчивая высотными БПЛА большой продолжительности полета. Однако если потребности Российских вооруженных сил в мини-БЛА в целом уже удовлетворены и теперь ведутся в основном закупки, направленные на пополнение выбывших из эксплуатации беспилотников или модернизацию имеющихся, то в классах более тяжелых БЛА остается дефицит, связанный с задержками в создании таких систем отечественными компаниями промышленности.

N: — Какие БЛА будут наиболее востребованы в экономике?

Д.Ф.: — Гражданское применение беспилотных систем в России существует уже более полутора десятков лет. Здесь на настоящий момент также применяются главным образом малые БПЛА как иностранного, так и отечественного производства. Основные задачи здесь — геодезия и картография, инспекция протяженных инфраструктурных объектов, таких как высоковольтные ЛЭП, нефте— и газопроводы, внесение химикатов в сельском хозяйстве, доставка грузов и т. п. Сдерживающим фактором здесь являются требования в части регистрации, сертификации, получения разрешения на полеты и на последующее использование собранной визуальной информации.

Просмотров: 6495

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сделки
image
АО «Ростоваэроинвест», входящее в группу «Ренова» Виктора Вексельберга, выкупит 44,92% обыкновенных акций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» у «ГРУППЫ АГРОКОМ» Ивана Саввиди за 264 млн рублей. Ранее сообщалось о покупке «ГРУППОЙ АГРОКОМ» аэровокзала за 700 млн рублей. В итоге он обойдется «АГРОКОМУ» существенно дешевле рынка – в 436 млн рублей.
Сделки
image
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева получил от МЧС России заказ на изготовление двух транспортных самолетов-амфибий Бе-200ЧС стоимостью 2,85 млрд руб. каждый. Между тем финансовая ситуация в ТАНТК, где трудится около 7 тысяч человек, — сложная.
Сделки
image
ТАНТК им. Бериева, оказавшийся недавно центре скандала из-за кражи оборудования из самолета «судного дня», выбрал нового подрядчика на оказание услуг охраны. В следующем году эти функции перейдут к АО «РТ-Охрана», которое, как и таганрогский завод, входит в госкорпорацию «Ростех». Стоимость годового контракта составит 87,4 млн рублей.
Сделки
image
ГК «Астон» покупает Азовский портовый элеватор в Ростовской области. Два источника N знают о готовящейся сделке. В ноябре структура, связанная с основателем «Астона» Вадимом Викуловым, взяла в залог большую часть имущества портового элеватора.
Реклама на сайте и в газете
Заказать