г. Ростов-на-Дону
07 Июля 2020 16:53:17

Солнце — источник тепла, света и прибыли

Ростовская компания «Комплекс-1» установит 104 светильника с солнечными панелями в Астраханской области. Эксперты отмечают, что рынок солнечной энергетики растет в первую очередь благодаря госзакупкам. Кроме того, из-за удорожания сетевой электроэнергии сократились сроки окупаемости модулей с десятков лет до 4–6, что стимулирует спрос как у фермеров, так и у управляющих компаний многоквартирных домов.
Солнце — источник тепла, света и прибыли Монтаж солнечной станции
До конца декабря ростовское многоотраслевое предприятие (МОП) «Комплекс 1» установит освещение пешеходных переходов на автодорогах в Астраханской области. Объекты будут работать на солнечных батареях. Компания выиграла тендер Управления по капитальному строительству Астраханской области.

— По нормативным документам обязательно освещение любого пешеходного перехода, — поясняет Андрей Шаповалов, начальник отдела сбыта МОП «Комплекс 1». — На трассе рядом с переходом не всегда есть линия электропередачи, и ее проведение бывает нецелесообразно. Чтобы проложить 1 км воздушных линий электропередачи, нужно потратить не менее 1 млн руб. Плюс получение разрешений, согласования увеличивают время реализации проекта. А установка одного светильника (материалы, оборудование, монтаж и пр.), работающего от солнечной батареи, может стоить 100-150 тыс. руб. Проект обойдется в несколько раз дешевле. Согласно контракту, «Комплекс 1» установит 104 автономных светильника. Мы собираем системы из комплектующих, проверяем их работу и монтируем.

Договором предусмотрено, что в течение всего гарантийного срока (2 года) «Комплекс 1» будет мониторить работу системы и ежедневно по интернету передавать заказчику данные за прошедшие сутки: время включения и выключения светильника, напряжение, уровень заряда. Для этого подрядчик самостоятельно разработал программный продукт, который фиксирует нужные показатели. С его помощью можно еще и удаленно управлять системой: включать, выключать, регулировать мощность. Яркость можно устанавливать в зависимости от интенсивности движения на трассе (летом довольно активное движение до 23.00, зимой дороги пустеют в 21.00). Программа сообщает, работал ли светильник ночью. Если не работал, то система укажет причину сбоя, и ремонтная бригада приедет на объект с нужными материалами. По словам Андрея Шаповалова, именно мониторинг — главная инновация проекта. В России многие предприятия занимаются сборкой оборудования с солнечными батареями, а программные продукты для круглосуточного наблюдения создают и сопровождают единицы.

Цена контракта — почти 20 млн руб. Работы оплачиваются из областного бюджета в рамках госпрограммы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области».

Эксперты, с которыми N обсуждал востребованность таких технологий, единодушно заявили, что главный стимул продаж в этом сегменте — именно заказы казенных структур.

— Рынок активно развивается с тех пор, как станции начали приобретать госорганизации, муниципалитеты и прочие, — говорит Алексей Воцко, менеджер по продажам ростовской компании «Астанция». — Последние три года ежегодно примерно вдвое увеличивается число запросов, тендеров на поставку такого оборудования. Опробованные благодаря госзакупкам установки заинтересовали других потребителей: и бизнес, и частных лиц.

Эксперты уточняют, что предприятия и физлица приобретают сетевые системы, они пользуются и панелями, и обычной сетью. Полный переход на автономное энергообеспечение с помощью солнечных батарей нерентабелен. Он целесообразен, только если речь идет об удаленных объектах, не обеспеченных инфраструктурой. Небольшие автономные системы покупают фермеры, пчеловоды, которым нужна минимальная мощность (просто чтобы было какое-то освещение и, например, работала медогонка). Такое оборудование стоит от 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб. На Дону уже есть установки в многоквартирных домах.

Мощные и дорогие (от 1 млн руб.) решения в большинстве случаев поставляются по госконтрактам. По наблюдениям N, 22 ноября на портале закупок актуальны 36 заявок на поставку или обслуживание таких объектов или их элементов в разных регионах.

В 2017 году «Астанция» укомплектовала солнечными панелями метеостанцию на Клухорском перевале (это Военно-Сухумская дорога, Главный Кавказский хребет). Заказчик — госучреждение «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Как говорят в компании, объект находится на высоте 1 км над уровнем моря. Там нет даже мобильной связи. С апреля 2018 года оборудование «Астанции» работает в Крыму, на плато Караби-яйла (на фото). Установка обеспечивает электричеством спасательную станцию МЧС. Заказчик — государственная Крымская республиканская аварийно-спасательная служба «Крым-СПАС».

Кроме казенных заказов рынок поддерживает разнонаправленное изменение цен (панели дешевеют, услуги ЖКХ дорожают).

— В 2010 году китайские производители предложили цены в три раза ниже действовавших на тот момент, — говорит Юрий Несинов, директор ростовской компании «Автономка». — Из-за этого закрылся краснодарский завод, выпускавший модули. Продукцию европейских производителей пришлось продавать по себестоимости. При этом стала активно расти цена за электричество для конечных потребителей, в том числе для частных лиц. При цене киловатта 6 рублей установка может окупиться за 4-6 лет. Для сравнения: когда солнечные панели только появились на рынке, окупаемость составляла десятки лет. В результате спрос на альтернативные решения в электроснабжении стал расти. Уже с 2016 года у нас были хорошие продажи: компания обеспечивала модулями партнеров, выигравших тендеры. Мы уже продали и установили более 200 крупных и более 1000 небольших систем.

Чтобы проиллюстрировать ситуацию со спросом, г-н Несинов приводит такие примеры. Компания продала модули в десятки частных домов Ростова, Ростовской области, Сочи, Анапы, Новороссийска, Пятигорска, Кисловодска. Со стороны бизнеса спрос вырос не только в крупных городах. Оборудование «Автономки» установлено на торговых павильонах и центрах в Зернограде, на складе замороженной продукции в Батайске.

По словам собеседников N, все комплектующие, реализуемые в Ростовской области, произведены в Китае. Отечественное производство в принципе невозможно. Чтобы в этой отрасли работать рентабельно, нужны гарантированные продажи по всему миру. В Ростовской области наиболее активны примерно 30 поставщиков. Такое количество компаний представлено на первых страницах выдачи поисковой системы по запросу «купить солнечный модуль в Ростове-на-Дону».

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Бизнес и власть
Межведомственная рабочая группа обсудила список потенциальных площадок для строительства ветропарков на территории области.
Бизнес и власть
image
Руководитель Южнороссийского отделения Научно-экспертного совета рабочей группы Совета Федерации по энергетике Валерий Королев считает, что планы по сворачиванию работы Новочеркасской ГРЭС, второго по величине производителя энергии в Ростовской области, ставят регион перед необходимостью выработки стратегии развития энергетики, уровень конкуренции в которой крайне низок.
Бизнес и власть
image
До конца этого года в Ростовской области будет произведено 14 первых стальных башен для ветроэнергетических установок. Строительство ветропарков и локализацию производства элементов оборудования для них обсудили губернатор Василий Голубев и председатель правления корпорации «Роснано» Анатолий Чубайс.
Просмотров: 1526

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сделки
image
Строительно-инвестиционной корпорации «Девелопмент-Юг» открыта кредитная линия на сумму 257 млн рублей.
Сделки
image
Fresh Auto, специализирующаяся на продажах авто с пробегом, открыла в Ростове на пр. Шолохова дилерский центр марки Renault общей площадью 1820 кв. метров. Инвестиции в запуск составили 18 млн руб. Ранее на этой площадке Renault продавала ГК «Армада», в 2019 году она закрыла дилерский центр марки. Продажи Renault в России растут: в 2019 году дилеры реализовали на 6% автомобилей больше, чем в 2018-м.
Сделки
image
Московская фирма «Траст Капитал», принадлежащая азербайджанскому и российскому бизнесмену Рахману Халилову, приобрела с торгов за 1,2 млрд рублей транспортно-монтажную баржу и гидравлический кран. Ранее имуществом владела «дочка» крупнейшего некогда ростовского водного перевозчика «Палмали». Транспортный бизнес Рахмана Халилова также связан с Ростовской областью. Он владеет Таганрогским мазутным терминалом.
Сделки
image
Россельхозбанк уступил группе компаний «Дамате» права требования к своему должнику — миллеровскому производителю мяса утки «Донстар». «Дамате» — крупный отечественный производитель мяса индейки, выпускает молочные продукты, недавно занялся производством баранины. Группой управляют Наум Бабаев и Рашид Хайров. Возобновить работу крупнейшего промышленного производства утки в России «Дамате» планирует в III квартале этого года. Эксперт отмечает, что мясо утки в России все еще требует популяризации и раскрутки, на это у нового инвестора «Донстара» достаточно ресурсов.
Реклама на сайте и в газете
Заказать