г. Ростов-на-Дону
25 Февраля 2020 21:50:48

Экспортер зерна прошелся по вагонам

Крупнейший зернотрейдер страны — ростовский Торговый дом «РИФ»взял в лизинг 200 вагонов-хопперов общей стоимостью около 600 млн руб.
Экспортер зерна прошелся по вагонам «РИФ» приобрел вагоны, произведенные «Объединенной вагонной компанией».
«РИФ» приобрел вагоны, произведенные «Объединенной вагонной компанией». ООО «Торговый дом «РИФ» и ООО «РБ Лизинг» заключили договор финансовой аренды ста крытых железнодорожных вагонов для перевозки зерна сроком на 5 лет. Ранее он взял в лизинг такое же количество вагонов-хопперов у «Сбербанк Лизинга». По данным аналитиков, из-за рекордного урожая и растущего экспорта время ожидания зерновозов сегодня достигает 2 месяцев; собственный парк хопперов позволит компании снизить риски, связанные с доставкой, и сделать логистику более предсказуемой. Бенефициар ТД «РИФ» Петр Ходыкин вложил 600 млн рублей в оптимизацию логистики. Фото из архива N. Информация о договоре лизинга между Торговым домом «РИФ» и «дочкой» РОСБАНКА «РБ Лизинг» появилась в «СПАРК-Интерфаксе». По данным источника, срок действия соглашения — 5 лет. В аренду взяты 100 крытых вагонов-хопперов производства Тихвинского вагоностроительного завода из Ленинградской области. Также в «СПАРК-Интерфаксе» содержатся данные о том, что в августе экспортер заключил аналогичный договор со «Сбербанк Лизингом». Коммерческий директор «РИФА» Марина Турянская подтвердила, что с начала года компания приобрел в лизинг 200 инновационных вагонов-хопперов для перевозки зерна. В общей сложности парк хопперов экспортера сегодня насчитывает 210единиц. — Решение о приобретении инновационных вагонов-хопперов связано с экономической целесообразностью, которая выражается в уменьшении затрат на уплату тарифа «РЖД» и ставки собственнику вагона, а также в увеличении объемов перевозки, — пояснила г-жа Турянская. — Новый инновационный вагон имеет большую погрузочную вместимость в отличие от обычного зерновоза. По словам собеседницы N, использовать финансовую аренду было решено потому, что авансовые платежи лизингополучателя невелики. — Это позволяет приобретать дорогостоящие основные средства — подвижной состав — без значительного отвлечения оборотных средств, — отметила она. — Также в настоящее время лизинговые компании могут предложить лизинг на условиях, когда суточный размер платежа не превышает суточную арендную ставку. В «РБ Лизинге» комментировать соглашение не стали. Производитель вагонов не раскрыл информацию об их стоимости, сославшись на коммерческую тайну. Согласно информации на сайте завода, предприятие — ведущий производитель грузовых вагонов нового поколения в СНГ. По данным специалистов Института проблем естественных монополий (анализирует в числе прочего рынок грузового железнодорожного транспорта), цена указанной в договоре с «РБ Лизингом» модели вагона — около 3 млн рублей. «Нужно учитывать, что компания взяла вагоны не в собственность, а в лизинг, а значит, соглашение включает не разовую оплату, а разбитую на срок лизинга, а также дополнительные финансовые условия от лизингодателя», — отмечается в ответе на запрос. Таким образом, сумма в договоре может быть близка к 300 млн руб. По словам источника в банке-участнике сделки, этот показатель выше. Большую часть товара «РИФ» экспортирует через глубоководные порты. В интервью N весной 2016 года директор компании Вадим Саркисов говорил, что работа с железнодорожниками не лишена трудностей. — Большую часть товара мы завозим (в глубоководные порты. — N) автотранспортом, по железной дороге доставляем только 20%, — объяснял он. — Работаем по предоплате, но регулярно сталкиваемся с тем, что вагоны предоставляют с задержкой. Она может составлять до 40, а иногда и до 60 дней. Конечно, задержки случаются не в 100% случаев, но регулярно, и планировать работу очень трудно. Директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов говорит, что из-за рекордных урожая и экспорта спрос на услуги перевозчиков, элеваторов и портов продолжает расти. — Все сервисные звенья в этой цепи зарабатывают очень хорошо, что особенно заметно в последние полгода, — делится наблюдениями эксперт. — Время ожидания зерновозов сегодня достигает двух месяцев, спрос на вагоны очень высок. Формируя собственный парк, «РИФ» снижает риски, связанные с доставкой, и делает логистику более предсказуемой. По информации г-на Сизова, собственные вагоны-хопперы также есть у «дочки» Glencore МЗК и у компании «Содружество», экспортера и переработчика зерновых и масличных. 28 ноября в Краснодаре президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский предоставил журналистам данные о снижающейся оборачиваемости вагонов. «Мы испытываем дефицит вагонов не по причине их нехватки, а по причине оборачиваемости, которая сегодня составляет 21 сутки, в прошлом сезоне она была 18 суток, советский норматив был 8 суток, по факту держался 11, — цитирует г-на Злочевского ТАСС. — Пытаемся поднять вопрос о том, что нам нужен в этом сезоне приоритет по зерновым грузам, только это способно решить проблему». По данным главы РЗС, на сегодняшний день парк грузовых вагонов в России составляет около 40 тыс., из них 34 тыс. задействованы под зерновые грузы. При этом существует ряд инфраструктурных проблем, из-за которых вагоны простаивают на станциях, например нехватка маневровых локомотивов. Также составы с зерном теряют время, пропуская другие поезда. Торговый дом «РИФ» по итогам сельхозсезона 2016-2017 гг. стал безоговорочным лидером в рейтинге крупнейших зернотрейдеров в стране (топ-лист составлен аналитическим агентством «ПроЗерно»). Компания поставила на внешний рынок 4,5 млн тонн (+1% сезон к сезону). Несмотря на минимальную динамику, зернотрейдер сохранил существенный отрыв от ближайшего конкурента — Международной зерновой компании, которая экспортировала на 40% меньше зерновых — 3,2 млн тонн. ООО «ТД «РИФ»« на 99,99% принадлежит «Лапаркан Инвестмент ЛТД», еще 0,01% — у «ХАМАЙКО ЛТД», обе компании зарегистрированы на Кипре (данные «СПАРК-Интерфакса»). Бенефициар бизнеса — ростовский предприниматель Петр Ходыкин. Основные отгрузки «РИФ» осуществляет через глубоководный порт Новороссийска и порт Кавказ. Выручка «РИФА» в 2016 году составила 54 млрд руб. (+8,2% к предыдущему году), чистая прибыль — 133,4 млн руб. (+27,6%).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сделки
image
«Атлантис-Пак» (входит в «ГРУППУ АГРОКОМ») инвестирует 2 млрд рублей в размещение производства барьерной оболочки колбас в особой экономической зоне Алабуга в Татарстане. Предприятие, мощностью 4 тыс. т в год будет запущено уже в 2022 году, его продукция предназначена как для отечественного, так и для зарубежных рынков.
Сделки
image
Компания Don Agro, разместила в ходе IPO на Сингапурской бирже (SGX) собственные акции на сумму 5,06 млн сингапурских долларов ($3,6 млн). Её собственник, бывший владелец таганрогского завода «Красный котельщик» Евгений Туголуков, рассматривает это как первый шаг на международном рынке капитала. По его данным — это первый случай российского IPO на SGX. Вырученные деньги Don Agro направит на расширение земельного банка.
Сделки
image
Кредиторы Багаевского консервного завода одобрили отчуждение небольшого земельного участка для госнужд по запросу Росморречфлота. Этот участок будет затоплен при строительстве гидросооружений. По словам конкурсной управляющей, она будет добиваться справедливой цены выкупа в интересах кредиторов.
Сделки
Оборудование ООО ТагАЗа, находящееся в залоге компании ХЕПРИ ФАЙНЕНС ЛИМИТЕД было продано за 19,2 млн рублей с открытых торгов. Победителем  стал единственный участник, ростовчанин Александр Недорез.