г. Ростов-на-Дону
23 ноября 2024 02:51:29
102.58
107.43

«Зарабатываем 42% всех доходов областных музеев»

Азовский музей-заповедник отличается не только качеством экспозиций и программ, но и успешной коммерческой деятельностью. Его директор Анатолий Горбенко научился зарабатывать на реставрационных работах, сувенирной продукции и даже покосах травы. В прошлом году Азовский музей посетили 203 тысячи человек, благодаря которым музей заработал 32 млн рублей. 

Анатолий Горбенко Для сравнения: оказавшийся вторым Ростовский областной краеведческий музей заработал только 7 млн рублей. Свои доходы музей-заповедник тратит не только на пополнение коллекций, но и на создание комфортных условий для посетителей.

N: — Во многих путеводителях и отзывах Азовский музей называют «лучшим провинциальным музеем страны». Это какое-то официальное звание?

А.Г.: — Я точно не знаю, откуда оно появилось, но, вероятно, из-за рейтинга «Музеев России». Мы в первой тридцатке из 1167 музеев, на сайте «Культура РФ» мы в числе 15 наиболее просматриваемых из 3300, на «Интермузее-2010» завоевали Гран-при.

N: — Музей привлекает много посетителей?

А.Г.: — По итогам года у нас очень неплохие результаты — 203 тысячи посетителей. Больше только у областного музея краеведения. А по числу проведенных экскурсий мы абсолютные лидеры в регионе — провели 4700 экскурсий.

N: — А как это сказывается на экономических показателях?

А.Г.: — В 2016 году выручка составила 32 миллиона рублей. Для сравнения: на втором месте — Ростовский областной краеведческий с 7 миллионами. Мы зарабатываем 42% всех доходов областных музеев. Хотя сравнивать с областными музеями нельзя, у нас же не только экскурсии и входные билеты. Мы выполняем реставрационные работы для музеев области, а теперь еще и Крыма — у нас неплохие реставрационные мастерские по дереву, металлам, керамике. Мы выполняем таксидермию для всего Северного Кавказа. Ведем большой объем археологических работ. При этом музей — бюджетная организация. Коммунальные и значительную часть хозяйственных расходов покрывает бюджет. Бывает, что не все нужды попадают в бюджетное финансирование. Например, прошлое лето оказалось очень урожайным — покосы травы проводили семь раз, а у нас площади огромные. А вот доходы идут на развитие. В 2016 году получилось закупить хорошее фондовое оборудование. Можно конечно ждать, пока дойдет очередь, выделят финансирование. На приобретение оборудования нам на 2017 год выделено 1,3 млн рублей, а мы в 2016 году за счет средств от приносящей доход деятельности закупили более чем на 5 миллионов. Я считаю, что средства на развитие нужно давать туда, где они работают на полную мощность, а не распределять «всем сестрам по серьгам». Где нужнее. Очень важное направление развития — мотивация сотрудников. У нас очень интересные надбавки для инициативных и профессиональных — бывает и 300-400% от оклада (цифра большая, но это от оклада 4000-7000 руб.).

N: — Недавно музей повысил тарифы — это необходимая мера?

А.Г.: — К сожалению, да. И мы уже услышали возмущения по этому поводу. Минимальная цена входного билета выросла с 20 до 100 рублей в зависимости и от категории посетителя и объема экспозиции. Сейчас на эти деньги даже мороженое не купить. Не все можно предусмотреть в бюджете, некоторые люди не понимают, что территория валов, да и музея, сама по себе не убирается, косится, охраняется, снабжается водой, что нужны газонокосилки и, наконец, люди, которые за зарплату в 6 тысяч рублей качественно работать не будут. Каждое повышение — это диалог с общественностью.

N: — Вы много внимания уделяете развитию инфраструктуры — это настолько важно?

А.Г.: — Некоторые коллеги уже посмеиваются над моим увлечением «туалетной темой». Мы уже везде оборудовали туалеты. Я считаю, что в каждом музее должны быть и туалет, и пеленальный столик, и лифты для инвалидов, мы так и сделали, и на это бюджет выделяет средства. Видел, как это организовано во Франции, а потом группа музейных сотрудников оттуда посещала Ростовскую область. Было очень стыдно. Сейчас мы оборудовали места для отдыха. Школьные экскурсии приезжают со всей области, на весь день. Родители готовят ребенку с собой «котомку» — надо где-то организованно остановиться. Раньше они сидели на земле рядом с валами, теперь мы при Пороховом погребе оборудовали лавочки, столики, чтобы можно было пообедать. Элементарные удобства и для детей, и для сопровождающих.

N: — Как удалось сделать музей привлекательным для такой большой аудитории?

А.Г.: — Первоначальный толчок дал визит Тура Хейердала. Когда он работал в музее, о нас вышло огромное количество репортажей, публикаций. О нас узнали, заинтересовались. До этого кто знал о нашем музее? Прямо скажем, немногие: есть такой Азов, там какой-то музей. Еще помог канал «Рен-ТВ». Конечно, подача информации у них очень своеобразная, но люди приходят: космические карты ищут, черепа пришельцев. Это повод познакомить любопытствующих с реальными научными данными. Они после звонят: «А можно после этого к вам еще приехать?» Я считаю, что любая информация о музее, даже самая несуразная, — это привлечение новой публики. Одновременно мы постоянно ведем информационную работу. Актуализируем сайт, освещаем находки. Наша целевая аудитория — молодежь, они получают информацию из интернета, значит, мы должны ее как можно быстрее разместить. Привлекает не только экспозиция — на валах рядом с кордегардией сейчас любимое место молодежи. Там постоянно собираются, спортом занимаются, приходят с мячами. Бывают там и такие «спортсмены», что приходят пива попить, но теперь охрана вежливо просит их удалиться.

N: — У вас большой ассортимент оригинальной сувенирной продукции. Как удалось избежать общего направления «китаизации»?

А.Г.: — Мы стараемся своих ростовских приглашать. С Семикаракорскими мастерами давно дружим. Все производители местные, они сами приходят. Выручка от продажи сувениров составила в прошлом году 3,3 млн рублей. Это в десять раз больше, чем у ближайшего «конкурента». Но это не особо прибыльно в итоге, скорее репутационный вопрос. Мы берем совсем небольшую наценку — 10-20%. На то же, что у нас, посмотрите цены в Ростове. Но мы берем массовостью — можно продать одну вещичку за год, а можно сотню. У нас есть даже коллекционеры, которые охотятся за новыми линиями, ждут выходов новых видов сувениров.

N: — Музей сильно пострадал в послеперестроечный период?

А.Г.: — Сверка фондов показала, что все наши музейные предметы сохранились. Это больше говорят наши недоброжелатели. Мы смогли сохранить и коллектив — когда денег не было, зарплаты не давали совершенно, а мы выдавали зарплату вовремя, изыскивали любые средства — из доходов музея. Нам обещали возместить из бюджета, но потом забылось. Ну и ладно. Мы весь комплекс административных зданий построили в тот период. Тогда заработали хорошие деньги от выставки в Японии, много работали зачетами. Тогда были руки развязаны. Балки перекрытия, например, когда разваливался вертолетный завод, оттуда привезли. Кирпич, раствор, блоки — через пять-шесть организаций. Нам якобы давали деньги, они якобы платили налоги. Когда был у нас представитель президента Владимир Яковлев, он прямо спросил: «Когда вы это строили?». Я ему прямо ответил: «Когда все воровали». Было, конечно, не раз, когда ко мне приходили с вопросом: «Чем помочь?» Отвечал: «Давай машину кирпича». Приезжали, выгружали. Все строилось на человеческих отношениях.

N: — А сейчас музею кто-то оказывает помощь?

А.Г.: — Сейчас особо желающих нет, да и ходить с протянутой рукой мне не позволяют принципы, это просто неприлично. А за какие-то работы — пожалуйста. Мы можем выполнить многие работы — от археологических изысканий до детских мероприятий, реставрацию музейных предметов, изготовление таксидермической продукции.

N: — Отношения с местными властями складываются хорошо?

А.Г.: — Мы с городом немного и дружим, и поругиваемся, они нам пеняют, что мы закрываем всю свою территорию. В прошлом году огородили часть территории валов забором, навели там порядок, теперь нас не упрекают, что там грязно. Почему? На нашу территорию люди позволяли себе заезжать на машинах. Сложилась ситуация: ветер, на машину упало дерево. Кто виноват? Собственник. Мы вынуждены были платить. Город отказался — не их территория. Ну, раз это наша территория и мы несем за нее всю ответственность, в том числе и за безопасность, мы приняли меры. Мы вывезли кучу всякого мусора, барахла, шприцы, бутылки. Жильцы поначалу возмущались — мол, всегда ходили там, а теперь загородили. Негде собаку выгулять. В этом году загородим оставшуюся часть. Зал «Меценат» был на балансе городского отдела культуры, впрочем, как и музей. Когда музей выделился из города в область в 1992 году, мы разделили баланс, и объект долго был спорным. Нас поддержала прокуратура. А было, что и на само здание заглядывались: мол, было бы неплохо тут разместить городскую администрацию. Зато когда речь заходит о мероприятиях, у нас полное согласие с городской администрацией. Азовское сидение — историческую часть — готовим мы. Городская часть — это организация питания, охрана, областной отдел туризма и города выделяет средства, свои добавляем. Это знаковое мероприятие и для музея, и для города. Около пятнадцати тысяч участников и основная масса — это постоянные посетители нашей экспозиции, в основном приезжие.

N: — А у вас есть любимый экспонат?

А.Г.: — Конечно, это наш любимый слоник (скелет трогонтериевого мамонта, жившего 800-600 тысяч лет назад, в межледниковый период. Это единственный в мире скелет с целым черепом. — N). Мы и конкурсы ему посвящали, и мероприятия. Золото — золотом, а слон уникален. Долго с ним возились, построили зал ему специально. Он побывал в Японии — в Ниигате, был центром экспозиции в «Русской деревне», где была выставка именно по нашей палеонтологии.

N: — Главная особенность музея — палеонтологическая коллекция?

А.Г.: — Во всей стране палеонтологических музеев мало. Головной в Москве — Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова — по праву считается одним из крупнейших естественно-исторических музеев мира. Мы с ними дружим. Есть еще академический в МГУ, но он совсем небольшой. Но все-таки главная и любимая наша тема — это археология и Азовские походы Петра I.

N: — Как музей готовится к юбилею?

А.Г.: — На юбилей особых массовых мероприятий не планируется. Будут, прежде всего, памятные издания. Будет обновляемая юбилейная экспозиция, ряд новых выставок. 17-18 мая приедут гости из всех музеев. Конечно же, пройдет «Ночь в музее», тем более так интересно совпало — как будто 100 лет назад знали, что будет Международный день музеев. Будет юбилейная сувенирная продукция. Продолжатся уже запланированные работы. Завершается ремонт в лекционном зале, где у нас проходят наши официальные мероприятия, и вновь примет посетителей планетарий. Самая активная работа сейчас на валах. Основная идея создания музея под открытым небом на валах принадлежит Ивану Грунскому, его у меня в замминистра забрали. Турникеты с аннотациями, дорожки, пушки, башни — это первый этап. Большие планы у нас на эту территорию музея-заповедника — создание экспозиции об Азовских походах Петра I (это территория крепости построена при Петре I). Надо закончить ограду, сделать постоянное освещение.

N: — А в целом какие планы у музея?

А.Г.: — Планов много, но предавать их гласности не в моих правилах. Сейчас привыкли к скороспелым проектам — «вот сейчас за год все сделаем». Так не получится. Потребовались десятки лет, чтобы достигнуть сегодняшнего уровня. Мне вот понадобилось больше сорока лет, чтобы начать разбираться в музейном хозяйстве. И я еще далеко не во всем разобрался.

Просмотров: 20760

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Зарабатываем 42% всех доходов областных музеев»
По словам Кирилла Холодова — гендиректора и владельца ООО «Графит», производителя углеродосодержащих материалов из Зверево, компания сохраняет ориентацию на экспорт, хотя условия работы усложнились из-за проблем с платежами, вызванных санкциями.
Практика бизнеса
«Зарабатываем 42% всех доходов областных музеев»
Ростовский филиал сети стоматологий «Зубы за 1 день» в этом году планирует нарастить выручку в 2,27 раза, до более чем 138 млн рублей, об этом сообщил основатель сети Залим Кудаев. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Ростов — зубы за 1 день» удвоит выручку второй год подряд. По итогам 2023 года компания выручила 60,7 млн рублей, вдвое больше чем годом ранее.
Практика бизнеса
«Зарабатываем 42% всех доходов областных музеев»
По словам Акима Талибова, основателя международного трейдера сельхозпродукции AGS с ростовскими корнями, организация и работа офисов в Африке и Китае сильно отличается от российских, но дает возможность повысить устойчивость компании за счет диверсификации торговых потоков.
Практика бизнеса
«Зарабатываем 42% всех доходов областных музеев»
Ростовский завод художественного литья «Братья Костевы» был создан в начале 1990-х, в свое время он стал первым предприятием на юге России, специализирующимся на художественном литье. Сегодня им управляет второе поколение Костевых. По мнению директора предприятия Глеба Костева, важные качества для создания семейного бизнеса — терпение и умение договариваться, видеть иную точку зрения.