г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 22:39:05
102.58
107.43

«Задача — расширить ассортимент хлебов»

Владелец батайского производства тонкого армянского лаваша Павел Бадалов к концу года рассчитывает увеличить рыночную долю в регионе с 60% до 70% и готовится начать выпуск нескольких видов хлеба по армянским и иранским рецептам.


С начала года хлебопек из Батайска Павел Бадалов (ИП Бадалов), занимающий, по собственным данным, 60% регионального рынка тонкого лаваша, увеличил выпуск продукции на 15% за счет производства двух новых видов хлеба на основе армянских рецептов. 

N: — Почему с начала года вы решили вывести на рынок сразу несколько новых видов хлеба, притом что до этого несколько лет выпускали исключительно лаваш и армянские лепешки?

П.Б.: — Тонкий армянский лаваш — наш основной продукт. В Ростове и области мы занимаем около 60% рынка и до конца года рассчитываем прирасти еще на 10%. В то же время ниша национальных хлебов не занята — несколько лет назад мы стали выпускать армянские лепешки, которые до сих пор никто больше не производит. А с начала этого года мы расширили ассортимент за счет армянского хлеба и бутербродных булочек, также выпеченных по национальному рецепту. Появление новых видов продукции дало нам 15-процентный рост.

Новый хлеб мы стали выпускать в конце зимы, булочки — в середине апреля. Я давно хотел разработать и вывести на местный рынок именно армянский хлеб, поскольку сам родом оттуда, где его выпекают уже лет 40, если не больше. Это хлеб из моего детства — наладить его производство в Ростове было мечтой. Мы с женой (главный технолог предприятия. — N) специально ездили в Ереван, изучали технологии, рецептуру и другие вопросы.

Сейчас мы выпускаем около 2 тыс. булок армянского хлеба в день, или примерно одну тонну. В общем объеме продукции сегодня составляет около 10%. Новый хлеб уже представлен в магазинах сетей X5 Retail Group, «АШАН» и «Лента», с которыми мы давно сотрудничаем. Булочек производим примерно 1600 штук в день. В отличие от других производителей сделали их основание квадратным, а не круглым: считаем, что так гораздо удобнее делать бутерброды.

N: — Почему не расширяли ассортимент раньше?

П.Б.: — Мы работаем с подовой каменной печью. Наладить выпуск новых хлебов не получалось из-за того, что предыдущая печь — французская Bongard — была загружена полностью. Но в прошлом году мы установили более мощную немецкую печь Miwe с пятью камерами (подами) стоимостью около 100 тыс. евро. За час она может выпекать 500–600 единиц продукции.

Несколько предпринимателей в Ростове пытались сделать армянский хлеб до нас, но он появлялся и почти сразу исчезал из продажи. Чтобы заинтересовать клиентов, у нового продукта должно быть бесспорное качество, достичь которого им не удавалось.

У нас есть несколько технологических сек­ретов, среди которых — добавление молока в тесто. Благодаря этому вкус становится более нежным. Кроме того, для новых видов продукции мы сначала замешиваем тесто при помощи машин, а после дорабатываем его вручную. Это также влияет на качество: тестомес никогда не будет столь же чувствительным, как человек. Не зря ведь существуют восточные традиции хлебопечения. (Улыбается.) Помимо этого тесто отстаивается в специальных деревянных корытах.

На упаковке мы указываем срок годности 72 часа, но я смело могу утверждать, что в реальности он хранится еще столько же. Качество обеспечивает подовый камень: хлеб в такой печи выпекается минимум 30–35 минут. В конвейерных печах, в которых пекут популярные кирпичик и батон, этот процесс длится примерно в два раза меньше.

N: — Планируете ли дальше расширять ассортимент национальных хлебов?

П.Б.: — Да, для нас это основная задача, но выпуск основных видов хлеба мы также будем увеличивать. У предприятия 2 производственные площадки: в Батайске и Волгограде. В Ростове мы выпекаем в месяц около 300 тыс. лавашей, 50 тыс. лепешек, а также упомянутую выше новую продукцию. В Волгограде выпускаем в месяц примерно 150 тыс. лавашей, около 100 тыс. лепешек и 50 тыс. армянских булок.

В Ростове все, кроме лавашей, выпекаем в новой немецкой печи. Прежняя печь — это резервные мощности, которые мы при необходимости всегда можем задействовать.

Что касается тонкого армянского лаваша, то наша линия позволяет нам выпекать 50 тыс. штук в день. А делаем мы, напомню, 300 тыс. в месяц, то есть примерно 13,6 тыс. штук в день. Ежегодно наращиваем объем производства минимум на 10% и планируем сохранить эти темпы.

Что касается новых видов хлеба, то мы готовим к запуску еще один армянский продукт — круглый хлеб матнакаш. Он должен появиться до конца весны. В его составе — как и в лаваше — только вода, мука и соль. Как только ситуация в стране стабилизируется, начнем выпуск иранского хлеба, сейчас он практи­чески не представлен на рынке. Если бы не кризис, мы уже начали бы производство двух его видов. В Иране очень интересная продукция — я планирую поездку в эту страну.

Наша область очень многонациональная, поэтому национальные хлеба пользуются спросом. Еще несколько лет назад ситуация была иной, но благодаря тому, что местные хлебопеки все-таки сумели зайти в сети со своей довольно качественной продукцией, люди, наконец, распробовали ее. Качество важнее всего. Как говорят, армянский лаваш — дело тонкое. (Улыбается.)

N: — Насколько остра конкуренция в регионе? За счет чего вы удерживаете и наращиваете свою долю рынка?

П.Б.: — К числу конкурентов мы относим других производителей тонкого лаваша. Это несколько ИП: Элазян, Углава, Вологжанин. Сильная сторона нашего предприятия — оптимальное соотношение цены и качества. Мы начали производство раньше других и все время вкладываем в развитие, докупаем оборудование. Обновляем печи раз в 5 лет. У большинства других производителей такой возможности нет.

Конечно, есть и другие компании, которые, как и мы, работают с подовыми печами. Например, это новый игрок «Хлеб на камне». Но для нас они не прямые конкуренты, поскольку мы делаем акцент на национальные хлеба, а они — нет. Лепешек в регионе, кроме нас, никто не делает, армянский хлеб тоже — это незанятые ниши.

N: — Будете ли инвестировать в оборудование в этом году?

П.Б.: — Да, осенью мы установим итальянскую упаковочную машину фирмы ILAPAK стоимостью 45 тыс. евро. За час она упаковывает до 2 тыс. единиц продукции любого вида. Чтобы сменить тип упаковки, достаточно прос­то поменять упаковочную бобину. Пока же упаковываем продукцию нашими пальчиками, вручную. На линии работает 8 человек. Благодаря автоматизации процесса сократим затраты на оплату их труда на 40%.

N: — Как ослабление рубля сказалось на вашей работе?

П.Б.: — Очень серьезно. Из-за увеличения цен на зерно резко подорожала мука. В себестоимости нашей продукции она составляет около 65%. Подорожание составило примерно 40% с конца ноября. А отпускные цены мы подняли всего на 6–7%. Пожертвовали маржой и какое-то время просто работали «в ноль», не понимая, долго ли еще продержимся на плаву в таком режиме. Критичной для нас оказалась цена 17 руб. 40 коп. за кг, тогда мы еле выходили на безубыточность. Был период, когда колхозники все отдавали экспортерам, а внутренний рынок остался без товара: поставщики зерна боялись брать рубли.

Сегодня цены на зерно стабилизировались: нам продают муку по 16 руб. за кг. Мы работаем только с одним поставщиком муки — ставропольским ООО «Мельпром». Довольны стабильностью качества и взаимопониманием. Сотрудничаем только с ними, напрямую, уже много лет, хотя в день я получаю минимум 2–3 новых предложения, которые предполагают скидки, доходящие до 20% по сравнению с текущей закупочной ценой. Используем только высший сорт.

N: — С какой рентабельностью удается работать сегодня?

П.Б.: — Из-за того что в стране кризис, нор­ма прибыли не превышает 15–20%.

N: — Как складываются ваши отношения с федеральными ретейлерами? В чем специфика сотрудничества?

П.Б.: — Мы работаем со всеми федералами и транснационалами. Помимо названных «АШАНА», «Ленты» и X5 Retail Group работаем с «Магнитом», МЕТRО, SELGROS и др. Выпускаем продукцию исключительно под собственным брендом, хотя предложений работать с private label предостаточно.

Не могу сказать, что мы сталкиваемся с проблемами на входе или в процессе работы. К нам как к производителям хлеба предъявляют весьма мягкие требования, сети в этом плане лояльны. Компания на рынке почти 10 лет, и мы ни разу не сталкивались с требованием оплачивать «входные билеты».

Новые для региона ретейлеры нередко выходят на нас сами. Так было, например, с SELGROS.

Партнеры из числа местных сетей — «Ассорти» и «Солнечный круг». Также поставляем продукцию в крупные местные супермаркеты — «Тихий Дон» и «Кооператор Дона».

Реклама в магазинах — наш единственный канал продвижения, со всеми сетями у нас есть договоры на проведение рекламных кампаний. Отдельно продукцию не рекламируем, даже не размещаем ее изображения на собственном транспорте. Наша реклама — это полка, с которой покупатель берет товар.

N: — В каких регионах помимо Ростовской и Волгоградской областей представлена ваша продукция?

П.Б.: — В Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Адыгее. Логистическое плечо ограничено расстоянием в 500 км, поэтому край нашей географии — Новороссийск. Дальше везти нет смысла.

N: — Что представляет собой логистичес­кий парк компании?

П.Б.: — Сейчас у нас 11 «Газелей», периодически расширяем парк, покупаем автомобили в кредит.

N: — С какими банками сотрудничаете?

П.Б.: — Мы кредитуемся в Меткомбанке, Банке Интеза и Сбербанке. На пополнение оборотных средств кредиты не берем, наши займы в основном идут на приобретение оборудования и покупку машин для доставки.

Сейчас ведем переговоры о кредите на приобретение упаковочной машины с Промсвязьбанком. Ставка еще обсуждается, сейчас нам предлагают деньги под 17–18% годовых.

N: — С какими финансовыми показателями вы закончили 2014 год?

П.Б.: — Называть оборот не хотелось бы. Я лишь могу сказать, что он оказался сопоставим с показателем 2013 года и мы получили небольшую прибыль. Безусловно, рост цен на сырье подпортил картину в конце декабря. Тем не менее наличие даже небольшой прибыли позволяет нам развиваться.

Просмотров: 4494

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Задача — расширить ассортимент хлебов»
По словам Кирилла Холодова — гендиректора и владельца ООО «Графит», производителя углеродосодержащих материалов из Зверево, компания сохраняет ориентацию на экспорт, хотя условия работы усложнились из-за проблем с платежами, вызванных санкциями.
Практика бизнеса
«Задача — расширить ассортимент хлебов»
Ростовский филиал сети стоматологий «Зубы за 1 день» в этом году планирует нарастить выручку в 2,27 раза, до более чем 138 млн рублей, об этом сообщил основатель сети Залим Кудаев. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Ростов — зубы за 1 день» удвоит выручку второй год подряд. По итогам 2023 года компания выручила 60,7 млн рублей, вдвое больше чем годом ранее.
Практика бизнеса
«Задача — расширить ассортимент хлебов»
По словам Акима Талибова, основателя международного трейдера сельхозпродукции AGS с ростовскими корнями, организация и работа офисов в Африке и Китае сильно отличается от российских, но дает возможность повысить устойчивость компании за счет диверсификации торговых потоков.
Практика бизнеса
«Задача — расширить ассортимент хлебов»
Ростовский завод художественного литья «Братья Костевы» был создан в начале 1990-х, в свое время он стал первым предприятием на юге России, специализирующимся на художественном литье. Сегодня им управляет второе поколение Костевых. По мнению директора предприятия Глеба Костева, важные качества для создания семейного бизнеса — терпение и умение договариваться, видеть иную точку зрения.