«Выпуск конфет — наша точка роста»
По словам генерального директора ООО «Кондитерская фабрика “Мишкино”» Сергея Рызенко, благодаря расширению ассортимента к концу года загрузка предприятия увеличится с 60% до 90–100%.
Производитель восточных сладостей кондитерская фабрика «Мишкино», запущенная бизнесменом Сергеем Рызенко в 2013 году, по итогам этого года впервые должна показать прибыль. Удержаться на сжимающемся кондитерском рынке компании помогло расширение ассортимента: к халве и козинакам он добавил конфеты. По данным г-на Рызенко, рентабельности их производства ощутимо выше. В планах компании — разработка франшизы для развития фирменной розницы.
N: — По данным «СПАРК-Интерфакса», с момента запуска фабрики «Мишкино» показывало чистый убыток, в последнее время — на уровне 600 млн руб. С чем это связано?
С.Р.: — Мы построили мощный производственный комплекс и всю необходимую инфраструктуру для его обслуживания. Это обусловило определенный уровень постоянных затрат, которые мы вынуждены были нести независимо от объемов производства. Строительство велось с использованием кредита — займа банка «Центр-инвест». Убытки в первые годы работы фабрики были прогнозируемы и ожидаемы.
Также мы вывели на рынок новый бренд. Потребовалось время, чтобы убедить покупателей в качестве продукта. Первая продукция была выпущена в 2014 году. С тех пор фабрика постепенно расширяет свое присутствие на кондитерском рынке России, стран СНГ и дальнего зарубежья — Германии, Израиля, Китая.
Безусловно, финансовый кризис внес корректировки в стратегию развития. Изменения оказались жестче, чем мы предполагали. Себестоимость продукции выросла вдвое. А мы лишь дважды повышали цены: на 15% и на 7%. На этом и остановились.
Но сложный период преодолен. Мы провели масштабную работу по оптимизации затрат, оценили эффективность каждого контракта, обновили продуктовую линейку.
Финансовые сложности затронули и взаимоотношения фабрики с партнерами, в связи с чем в картотеке арбитражных дел в течение прошлого года можно было видеть ряд исков. Но, несмотря на трудности, мы стремимся выполнять взятые на себя обязательства. Спорные вопросы урегулируем.
N: — С какими финансовыми показателями вы закончили 2017 год?
С.Р.: — Окончательные данные за 2017 год будут подведены несколько позднее, но можно уверенно сказать, что по итогам 2017 года фабрика показала более высокую эффективность, чем в предыдущие годы. И, хотя в бухгалтерской отчетности все еще будет зафиксирован убыток, фабрика планирует получить первую прибыль уже по итогам II квартала 2018 года, а в целом за 2018 год — обеспечить безубыточную работу.
N: — Какова текущая загрузка мощностей?
С.Р.: — Сейчас этот показатель — около 60%. В 2016 году мы вывели на рынок новый продукт — конфеты. Прирост конфетной продукции к концу года составит около 30%, примерно таким же будет и рост объемов нашего производства в целом. Это позволит загрузить мощности фабрики на 90–100% уже к концу года. Называть показатели выпуска в натуральном выражении я бы не хотел.
Для рынка наши конфеты все еще являются новой продукцией. В краткосрочной перспективе их выпуск — это наша точка роста.
N: — Почему выбрали это направление для развития?
С.Р.: — Рентабельность конфетного производства гораздо выше. За прошлые полтора года мы перестроили работу фабрики для того, чтобы одновременно с халвой и козинаками также наладить выпуск конфет.
N: — Кого сегодня вы относите к числу основных конкурентов?
С.Р.: — В широком смысле конкурентами «Мишкино» являются все кондитерские фабрики, которые реализуют свою продукцию на территории России. У всех нас один потребитель, который должен сделать непростой выбор.
Нашими конкурентными преимуществами являются высокое качество продукции, натуральный состав и доступная цена. Качество контролируем на всех этапах производства. Оно сертифицировано по российским и международным стандартам, имеет сертификат ISO 22 000, а также ежегодно проходит аудиты всех федеральных сетей и проверяющих органов.
Если называть конкретные компании-конкуренты, естественно, это пищевой холдинг КДВ (бренд «Яшкино» и др.), фабрика «Славянка», «Объединенные кондитеры» — крупные производители, ассортимент которых пересекается с нашим.
Помимо этого появилось много новых небольших местных производителей, которые заняли нишу в низком ценовом сегменте.
N: — Насколько сильно в кризис сжался рынок?
С.Р.: — Только в прошлом году падение составило 10–15%. Это выводы, основанные на наших ощущениях, а также на общении с производителями сладостей, глазури, гофротары, упаковки и пр. Они по себе ощущают изменения.
Вряд ли рынок восстановится до уровня 2014 года.
N: — Какую долю на российском рынке восточных сладостей и кондитерских изделий в целом занимает ваша фабрика?
С.Р.: — В сегменте восточных сладостей на нашу долю приходится около 15%. При этом нужно понимать, что халва и козинаки занимают только 3–4% всего рынка кондитерских изделий.
На рынке конфет, который в десятки раз больше, сейчас занимаем около 1%, даже забавно называть эту цифру. (Улыбается.)
Продукцию мы позиционируем в среднем ценовом сегменте.
N: — Какова география закупок сырья?
С.Р.: — Семечку закупаем в Ростовской области и Краснодарском крае. Иногда — немного — в Воронежской и Волгоградской областях.
Что касается патоки, покупаем у «Амилко», крахмального завода «Гулькевичский» и Новлянского крахмало-паточного завода. Сахар в основном поставляют партнеры из Краснодара. Сложностей с сырьем у нас нет.
Что касается упаковки, география та же самая — несколько регионов на юге.
N: — Как организован сбыт продукции?
С.Р.: — Он осуществляется через все возможные каналы: федеральные и региональные сети, традиционную розницу и собственную торговую сеть. Из крупных федеральных сетей наша продукция представлена в магазинах «Пятерочка», «Перекресток» и гипермаркетах «Магнит», а также в «Ленте».
Мы и раньше делали отгрузки в «Магнит» и X5 Retail Group, но в основную матрицу вошли только сейчас. Думаю, до сентября станем сотрудничать очень плотно.
Собственная торговая сеть работает под брендом «Мишкино» и состоит из 28 магазинов. 24 из них работают в розничном формате, большая часть — в Ростове и Ростовской области. Еще 4 магазина работают в оптово-розничном формате. Они открыты за пределами ЮФО.
Все крупные кондитерские фабрики имеют свою фирменную розницу и франшизу — те же «Славянка» и «Яшкино», например. Как и они, мы уже сейчас активно продаем в своих магазинах сопутствующие продукты — молоко, например, кофе, чай, хлеб.
N: — Продолжаете ли вы совместный проект с «Астоном» по розливу растительного масла, полученного из вашего сырья?
С.Р.: — Да, мы продаем его в своих фирменных точках. Масло пользуется популярностью среди покупателей. Все отмечают его высокое качество.
N: — Что представляют собой фирменные оптовые магазины компании? Почему для работы в других федеральных округах вы выбрали именно такой формат?
С.Р.: — В нескольких регионах, которые фабрика считает наиболее перспективными для развития сбыта своей продукции, был запущен проект по развитию дистрибьюции. Он предусматривал создание региональных складов, которые позволили бы местным дистрибьюторам приобретать нашу продукцию в широком ассортименте небольшими партиями и экономить при этом на доставке продукции в регион. Подобная система сбыта позволила оптовым покупателям компании повысить оборачиваемость нашей продукции и избежать заморозки оборотных средств в запасах, что в итоге способствовало увеличению объемов продаж продукции фабрики на этих территориях.
Оптовые магазины в других городах важны, чтобы усилить нашу представленность, повысить узнаваемость фабрики.
N: — Какой из каналов дает вам наибольшую часть продаж?
С.Р.: — Сейчас мы в основном продаем через дистрибьюторов, они занимают более 50% в общем объеме. Также серьезный канал сбыта — крупные ретейлеры.
N: — Как будете развивать розницу в 2018 году: наращивать число магазинов, предлагать франшизу, делать иные шаги?
С.Р.: — Сеть активно развивается. В 2017 году было открыто 5 новых магазинов. В перспективе планируются выход на рынок соседних регионов и продажа франшизы. В Ростове открывать новые магазины точно не будем, их здесь уже достаточно.
N: — В какой перспективе вы намерены выйти в соседние регионы со своей розницей?
С.Р.: — Делать это нужно решительно: быстро и масштабно. Регионы отличаются: политика одного может не работать в другом и пр. Нужно изучить особенности и иметь свою розницу — стабильную, мощную.
Пока она еще не настолько сильна, чтобы кто-то мог купить франшизу. Сейчас собственная сеть, скорее, интересна фабрике.
Мы ставим цель максимально формализовать работу торговых точек, чтобы они в итоге стали подходить и для франшизы, и для развития собственной сети в рамках региона в дальнейшем. Эта работа должна быть проделана в ближайшее время.
N: — Каковы основные критерии при выборе площадок для открытия фирменных розничных точек продаж?
С.Р.: — Мы ищем то, что я называю «муравьиной тропой для людей»: места с высоким пешеходным трафиком, с остановками поблизости. Нас интересуют центральные места: на рынках, в офисных центрах и пр. Площадь — около 20–30 кв. м. Но сложности с подбором однозначно есть.
N: — Как организованы ваши продажи в странах СНГ?
С.Р.: — В основном через дистрибьюторов, но есть и прямые контракты с крупными сетями. География поставок очень широка: Украина, Узбекистан, Беларусь, Киргизия и т. д.
N: — Испытываете ли вы кадровые проблемы?
С.Р.: — Испытываем. И в связи с этим подписываем соглашения с вузами — ДГТУ, ЮФУ, НПИ и пр. — о взаимодействии в сфере подготовки и трудоустройства кадров. И тем не менее персонала все еще не хватает. Мы сами вынуждены обучать вновь пришедших и договариваться с тем же НПИ, чтобы организовывать студентам практику.
Постоянно ищем маркетологов и управленцев, а также рабочих, например укладчиков-упаковщиков и машинистов. В дефиците и рабочие, и административные кадры. Тем более что рядом открывается завод Mars, запущен новый аэропорт. Мы испытываем влияние этих событий.
Основная рабочая сила фабрики — из Новочеркасска.