«Вернуться никогда не поздно»
Экс-владелец зерновой компании «Валинор» и главный акционер российского ресурса по онлайн-продаже авиабилетов Anywayanyday Кирилл Подольский инвестирует $ 1,5 млн в онлайн-агентство недвижимости. В 2014 году он также запустил онлайн-гид по российским городам. Бизнесмен следит за судьбой компании «Валинор» и не исключает, что вновь займется зерновым бизнесом.
Совладелец одного из главных российских ресурсов по онлайн-продаже авиабилетов Anywayanyday Кирилл Подольский инвестирует $ 1,5 млн в онлайн-агентство недвижимости. В 2014 году он также запустил онлайн-гид по российским городам и довел выручку своего главного интернет-проекта до $ 20 млн. Бизнесмен следит за судьбой проданной в начале года зерновой компании «Валинор» и не исключает, что вновь займется зерновым бизнесом.
N: — Почему в разгар кризиса вы решили инвестировать в онлайн-агентство недвижимости? К.П.: — Безусловно, когда мы только планировали запускать проект, еще не было такого падения. Сейчас становятся ясны его масштабы. Везде, включая Москву, рынок просел очень сильно. В то же время благодаря этому начинающим агентам стало легче выйти на рынок и найти объекты для сдачи и продажи. Наступило время арендаторов и покупателей.
В столице просели не только продажи, но также скорректировались и предложения аренды. Например, до кризиса здесь работало огромное количество дорогостоящих менеджеров-экспатов. Сейчас они собрались и уехали, оставив квартиры в luxury-сегменте, которые арендовали. При этом инвестиции в строительство продолжаются: в самых дорогих районах Москвы вводятся дома, инвесторы зачастую просто не могут остановить реализацию проектов. И все это — в отсутствие достаточного спроса. В итоге сейчас собственники более серьезно подходят к сдаче и готовы на большие уступки: квартиры уже не сдаются за пару дней, как раньше.
Так что выполнить первую часть задачи — получить объекты для сдачи и продажи — сегодня гораздо легче, чем тогда, когда владельцам не требовалось искать дополнительные способы продажи.
N: — Вы работаете только в высоком ценовом сегменте? К.П.: — Нет, мы охватываем все сегменты — среди предложений есть и однокомнатные варианты за пределами МКАД, где-нибудь в Бирюлево, стоимостью от 35 тыс. руб., что для Москвы более чем бюджетно.
Если говорить о работе на рынке Москвы, то в это понятие мы включаем любое жилье в радиусе 50 км от города, т. е. то, которое подходит для работающих в столице. Возможно, такой же принцип будет и в регионах.
MyHomeDay — модель, придуманная не нами: она во многом повторяет молодую, но уже известную американскую компанию Urban Compass. Определяющее в этом проекте — попытка повторить лучшие из существующих практик. Российский рынок недвижимости, с одной стороны, уже немолодой и немаленький, а с другой — у нас до сих пор берут деньги и с продавца, и с покупателя, хотя во всем цивилизованном мире уже давно платит только продавец или арендодатель. В офлайне конкуренция высока, но правила весьма размыты. Мы хотим сделать работу более четкой.
Кроме того, в отличие от большинства агентств мы предоставляем только достоверную на 100% информацию на сайте и в приложении. Следим за тем, чтобы на сайте были размещены данные только о тех объектах, которые гарантированно не сданы и не проданы. Ввели стандарт описания: в нем есть план и фото, причем не только квартиры, но и всего дома, подъезда, вида из окон. И это наш собственный контент: фото и планы делают специально нанятые люди.
N: — Насколько остра конкуренция со стороны других онлайн-агентств? К.П.: — В российском онлайне конкуренция есть только между досками объявлений. Полноценных онлайн-агентств, по сути, нет: то, что есть, — это сайты офлайновых риелторских фирм.
N: — Сколько сделок совершается ежедневно? К.П.: — Я не готов назвать эту цифру. Могу только сказать, что первая сделка состоялась в конце февраля, а уже в июле оборот компании, т. е. размер комиссий, составил 1,5 млн руб. Сейчас мы получаем 50% стоимости месячной аренды и 2% от продажи жилья. В дальнейшем, вероятно, сделаем комиссию более гибкой и зависящей от стоимости объекта. Очевидно, что если мы продаем квартиру за $ 5 млн, работа агента не должна стоить $ 100 тыс. Я не готов назвать соотношение продаж и сделок по аренде, но последних у нас как у молодого игрока, конечно, ощутимо больше.
Но вообще рынок сейчас замер, ожидая еще большего падения, — сделок по продаже, в принципе, очень мало. Аренда — вопрос насущный: людям надо где-то жить, не могут же они ждать на улице, пока цены еще упадут.
N: — В недавнем пресс-релизе, посвященном запуску проекта, говорилось, что вы с партнером инвестируете $ 3 млн. Какая часть этих средств ваша? К.П.: — Мы вкладываем поровну собственные средства. Это размер всех инвестиций до следующего раунда, который планируется через год-полтора. Скорее всего, он будет связан с расширением географии. В первую очередь начнем работать в Санкт-Петербурге и пойдем дальше по крупнейшим рынкам. Думаю, Ростов также появится на расширенной карте одним из первых. Причем ростовский офис, вероятно, сможет работать и с недвижимостью крупных областных городов: Таганрога, Новочеркасска и др.
N: — В течение какого времени рассчитываете окупить вложения? К.П.: — Обсуждать это бессмысленно. Все будет зависеть от того, каких масштабов достигнет бизнес. Цель не окупить расходы за 2 месяца, а построить большую компанию. Сегодня мы должны протестировать проект, определить возможные темпы роста и вкладывать дальше. Строить небольшую онлайн-компанию, чтобы вскоре начать получать небольшой доход, — это не про нас.
Вот Amazon существует 15 лет, но до сих приносит прибыль не каждый год. И при этом очень быстро растет.
N: — Прошлогодний запуск проекта Localway — гида по российским городам — стал ответом на возросший интерес к внутреннему туризму? К.П.: — Эти явления никак не связаны. Я вообще считаю, что россияне должны как можно больше путешествовать по миру, чтобы видеть, как живут нормальные люди.
С одной стороны, Localway напоминает TripAdvisor и Yelp, но принцип сбора контента отличается. У упомянутых компаний наполнением сайтов занимаются пользователи: они выкладывают фото, пишут отзывы. У нас контент создается регулярно и оперативно профессиональными авторами. Мы сами собираем и проверяем информацию о заведениях, местах и т. д. В то же время пользователи также могут оставлять отзывы на сайте.
Качественно отработать таким образом весь мир, согласитесь, непросто, особенно одной молодой компании. Поэтому пока этот проект российский. В дальнейшем нам предстоит решить: развиваться здесь и дальше или идти в соседние страны.
Сегодня в проекте — информация о 25 городах. Из них 15 — крупнейшие в стране, остальные — курорты Краснодарского края. Это связано с направленностью на развлечение и отдых. Появился там и Таганрог — просто потому, что и я, и вся команда оттуда: нам приятно видеть его в списке, хоть город и не очень вписывается в параметры.
До конца года мы добавим в список не менее 20 новых городов.
Localway сделан в том числе для того, чтобы позволить малому бизнесу через аккаунт на сайте продвигать свой продукт за небольшую плату. Наша задача сейчас — как можно скорее открыть доступ владельцам бизнеса к своим аккаунтам. С их помощью они смогут самостоятельно создавать контент, организовывать мероприятия, отвечать на отзывы и т. д. Доступ к ним будет запущен в течение месяца-полутора. Кроме того, мы будем работать над тем, чтобы подключить сервисы к функционалу, например к сервисам по бронированию отелей, продаже экскурсий, билетов на мероприятия и т. д. На сегодняшний день уже запущен сервис по бронированию столов в ресторанах Москвы.
N: — Какой будет стоимость аккаунта для бизнесменов и как она будет рассчитываться? К.П.: — Будет несколько вариантов использования аккаунтов, отличающихся по стоимости и возможностям. Продвигать товары и услуги мы планируем за счет большого трафика, которого невозможно добиться малому бизнесу при самостоятельном продвижении в интернете. На сегодняшний день скачано около 50 тыс. мобильных приложений Localway, кроме того, у нас около 10 тыс. уникальных посетителей в день. При этом мы еще не занимались маркетингом, пока работает только сарафанное радио.
N: — Турагенты утверждают, что после прошлогодних банкротств операторов многие туристы предпочитают самостоятельно бронировать перелет и проживание. Ощущаете ли вы подобную тенденцию в работе Anywayanyday? К.П.: — Тенденция к увеличению самостоятельного бронирования есть, но, на мой взгляд, она связана с другим. В течение прошлого года, в принципе, росли сегмент онлайн-трэвел и весь рынок путешествий. Кроме того, чем выше уровень благосостояния и чем чаще человек путешествует, тем сильнее у него желание самостоятельно организовать тур. С этим и связан переход в онлайн.
Те, кто пользуется предложениями туроператоров, в среднем менее платежеспособны, чем самостоятельные путешественники. Поэтому, когда начинается кризис, операторы ощущают изменения гораздо сильнее, чем мы. По итогам года мы увеличили продажи, но при этом случилось существенное снижение средней долларовой стоимости авиабилетов — на 25–30% к началу прошлого года.
N: — Приросли ли вы по обороту? К.П.: — Да, как и все предыдущие годы, Anywayanyday рос. Размер наших комиссий по итогам года — более $ 20 млн. В бухгалтерском смысле это и есть выручка. А общая сумма продаж за год — больше $ 400 млн. Это больше, чем в прошлом году.
Если говорить о структуре продаж, внутренних рейсов, как это ни печально, стало больше. До кризиса зарубежные направления составляли 55–60%.
N: — Каковы планы развития этого ресурса? К.П.: — В течение нескольких месяцев мы добавим продажи железнодорожных билетов, также думаем о продажах турпакетов операторов в качестве агентов.
N: — За счет чего конкурируете с другими крупными продавцами авиабилетов — Ozon Travel и OneTwoTrip? К.П.: — У нас более известный бренд. Кроме того, мы боремся за качественный сервис, не работаем с метапоисковиками, используем только собственный трафик. Вывод об узнаваемости мы делаем на основе данных о собственных продажах: у нас они выше, чем у названных конкурентов.
Благодаря метапоисковикам — Skyscanner, AviaSales и пр. — Ozon Travel и OneTwoTrip получают дополнительный трафик. Мы работаем исключительно с директом: люди заходят на сайт напрямую через наше приложение либо через контекстную рекламу. Но мы не получаем трафик за счет чужих брендов.
Метапоиск может принести значительный ущерб агентам из-за демпинга. Мы сразу сочли бессмысленным бороться за количество билетов, не зарабатывая, и изначально использовали только собственный бренд.
В целом рынок онлайн-продаж авиабилетов по жесткости сравним разве что с онлайн-магазинами бытовой техники. Назвать собственную долю затруднительно, поскольку и емкость рынка никто не знает точно.
N: — В недавней публикации в Forbes упоминалось, что ваши 60% акций Anywayanyday были в залоге у кредиторов зернового бизнеса. Вернулись ли они к вам после продажи компании? К.П.: — Не комментирую этот вопрос. Но меня по-прежнему корректно называть главным акционером компании.
N: — Вы следите за тем, как управляют «Валинором» новые собственники — группа «Агрокомплекс» семьи министра сельского хозяйства Александра Ткачева? К.П.: — Скажем так, я более-менее в курсе того, что происходит. «Агрокомплекс» — большая компания, работающая жестко и медленно, как и сам Минсельхоз. Это такой огромный колхоз, где на каждом договоре стоит много подписей, но это все работает, и довольно неплохо.
N: — Сколько времени, по вашему мнению, может потребоваться новому владельцу для возобновления полноценной работы предприятий? К.П.: — Они полноценно работают с первого дня. «Агрокомплекс» выкупил наши банковские долги, других не было. По большому счету, все нормально работало и у нас, даже в самое трудное для компании время. В операционном плане серьезных проблем, кроме незаконного вывода крупных активов бывшим топ-менеджером, у компании не было. Купив долги, новый инвестор получил нормально функционирующий бизнес, но с большим недостатком оборотных средств.
N: — Размер задолженности в $ 500 млн, который неоднократно называл бывший топ-менеджер компании, корректен? К.П.: — Нет, это сумма до продажи активов в Украине в 2013 году. Полученная оплата пошла на погашение части долга перед Deutsche Bank. Частично долги были погашены за счет украинской части, частично девальвировались за счет падения рубля. Из этих $ 500 млн больше $ 100 млн — это проценты, штрафы и т. д.
Перед сделкой сумма долга была ниже указанной. Кроме того, Deutsche Bank сильно дисконтировал задолженность, Сбербанк также уступил.
N: — Почему от покупки отказались два других претендента на «Валинор» — АФК «Система» и «Краснодарзернопродукт»? К.П.: — «Краснодарзернопродукт» не смог выполнить все условия кредиторов. «Система» отказалась от сделки по неизвестным мне причинам за несколько дней до ареста г-на Евтушенкова.
N: — В одном из недавних интервью вы заявили, что обязательно вернетесь в зерновой бизнес, но не планируете покупать активы. Готовы работать как наемный менеджер? К.П.: — Вернуться с новым проектом никогда не поздно. Это точно будет не работа по найму. Подробнее говорить на эту тему пока не хочу. Сейчас я активно занимаюсь тремя действующими онлайн-проектами.