В Таганроге вырос «Градус»
Предприниматель открыл 10 алкомаркетов на базе сдаваемой ранее в аренду недвижимости, доходы от которой снижались.
В 2015 году ООО «Градус» открыло в Таганроге 10 магазинов, специализирующихся на продаже алкогольных напитков. Сегодня это единственная подобная сеть в приморском городе. Основным своим конкурентом директор сети «Градус» Армен Егиазарян считает «Ленту». В его планах — расширение на территории города и выход за его пределы. По мнению одного из участников рынка, момент для развития подобных проектов сейчас не самый удачный с точки зрения курса рубля и стоимости заемных средств.
О развитии сети алкомаркетов «Градус» N рассказал ее директор Армен Егиазарян. В прошлом году было открыто 10 магазинов. Вложения в открытие каждой торговой точки составили от 10 до 15 млн рублей с учетом закупки товара. Площадь магазинов колеблется в пределах 100–350 кв. м с учетом складских помещений. Предприниматель рассчитывает окупить вложения за 3,5 года. Финансирование проекта велось за счет собственных средств. Однако ранее компания брала кредиты на приобретение в собственность объектов недвижимости.
По словам Армена Егиазаряна, взяться за торговлю алкоголем его подтолкнули наличие собственной торговой недвижимости и тот факт, что в период кризиса многие арендаторы начали настаивать на снижении ставки.
— Конкурировать с крупными сетями, торгуя продуктами, — безнадежно, но алкоголь у них — слабое звено, — пояснил г-н Егиазарян. — Я видел, что ценовая политика крупных поставщиков позволяет дать более низкие розничные цены, чем у федеральных ретейлеров и местных магазинов.
По словам руководителя, в среднем сеть продает алкоголь на 15–25% дешевле, чем федеральные ретейлеры, в отдельных случаях разница может достигать 30–40%.
— Мы работаем напрямую с крупными поставщиками алкоголя, такими как METRO Cash & Carry и Brown-Forman, — говорит г-н Егиазарян. — Для меня стало сюрпризом, что дистрибьюторы готовы предоставлять надежному партнеру скидки в размере 35–40%. Со своей стороны мы стараемся максимально сокращать издержки, например. В каждом из наших магазинов работают не более пяти человек — два кассира, два охранника и товаровед.
«Градус» является единственной сетью алкомаркетов в Таганроге. Основным конкурентом Армен Егиазарян называет гипермаркет «Лента», где регулярно проходят акции с большими скидками на алкоголь.
В планах «Градуса» — выход на рынок Ростова и других городов области. Пока конкретные сроки реализации этих планов представитель компании не называет. Развитие бизнеса сдерживает снижение платежеспособного спроса. По данным Армена Егиазаряна, в конце прошлого года сеть зафиксировала снижение выручки на 20%. Предприниматель отмечает возникновение дополнительных рисков в связи с запуском системы ЕГАИС.
— Штрафы за нарушение правил работы с системой огромны, они достигают 200 тыс., 500 тыс. рублей, даже лицензии можно лишиться, — сетует г-н Егиазарян. — В то же время мы регулярно сталкиваемся с тем, что ЕГАИС дает сбои. В нашем случае это приводит к временной полной остановке бизнеса. А на кого в таких ситуациях жаловаться — неизвестно.
Девальвация рубля привела к росту в ассортименте «Градуса» доли отечественного алкоголя. На отечественную продукцию приходится 95% продаваемой сетью водки, на пиво — 75%, вино — 20%, коньяк — около 50%, джин и ром — 95%, игристые вина — 80%. Текила и виски — импортные. В общей сложности в магазинах «Градус» в зависимости от площади представлено от 3 тыс. до 15 тыс. позиций.
По данным Ростовстата, в январе — октябре 2015 года объемы оптовой продажи алкоголя в регионе снизились по сравнению с аналогичным периодом 2014-го на 17,5%, вина — на 20,4%, пива — на 12,1%. Сильнее всего — на 37,2% — сократились продажи слабоалкогольных коктейлей. Вырос только сбыт водки — на 2,9%.
Директор ростовской сети алкомаркетов «1000 и 1 бутылка» Михаил Остроушко сообщил N, что в прошлом году его сеть закрыла два магазина в Таганроге в связи с тем, что ей не удалось достичь с собственниками помещений договоренности о снижении ставок арендной платы, и повышением стоимости банковских кредитов на фоне резкого падения спроса.
— Свою роль сыграло и развитие конкурентов, — признал директор. — В Таганроге открылась «Лента», которая агрессивно развивается и регулярно проводит шоковые ценовые акции на алкоголь, вплоть до его продажи по ценам ниже закупочных.
Нынешнюю рыночную ситуацию эксперт считает не лучшей для открытия новых магазинов из-за роста цен на алкоголь, обусловленного падением курса рубля.
— Доля отечественной продукции в нашем ассортименте растет, особенно это заметно в сегменте тихих и игристых вин, но девальвация рубля привела и к ее подорожанию, поскольку все производители используют оборудование и комплектующие иностранного производства, — говорит г-н Остроушко. — С другой стороны, меры государственного контроля качества алкогольной продукции, в том числе введение ЕГАИС, привели к тому, что значительная часть небольших розничных предприятий отказалось от получения лицензии на продажу алкоголя. Это дает возможность специализированным сетям расширять свою географию. Наша сеть в феврале откроет новый магазин в Ростове.
По мнению Михаила Остроушко, об успешности сетевого проекта в сфере торговли алкоголем можно судить не раньше чем через 2,5 года после его запуска: в течение этого времени сеть должна сохранить ассортимент, конкурентоспособные цены и покупателей.